История маркетинга
1870 год Плакаты и афиши Франции

В 1870 г. Французский художник Жюль Шере изготовил первый художественный цветной плакат, исполненный в три основных цвета: красный, синий и желтый. Литографским способом стали печатать не только плакаты, но и этикетки, упаковку, иллюстрации для каталогов и т. д., что расширило возможности рекламного воздействия. Жюль Шере стал «отцом» современного рекламного плаката. График и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката:

  • броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов),
  • «читаемость» изображения и текста «на ходу»,
  • лаконичность,
  • концентрацию внимания на одной главной фигуре.
Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это реклама кафе-шантанов, маскарадов, выставок. Его веселые персонажи нравились как широкой публике, так и профессионалам-дизайнерам. Часто он работал в манере, напоминавшей импрессионистов. В Париже в 1889 и 1890 гг. прошли две его персональные выставки.

В то время, такой формат масштабной и броской, яркой рекламы, как плакаты и афиши, был типичным, пожалуй, только для Франции, с ее количествои и яркостью рекламы предметов и услуг развлечения. Вакханалия праздневств и фривольность парижской жизни были чужды как европейским рекламодателям, так и потребителям. Если во Франции творческие эксперименты художников в рекламе вызывали общее восхищение и, что немаловажно, щедро поощрялись заказчиками, в Европе, подобная реклама долго презиралась обществом. Сюжеы и объекты рекламирования, в основном, долгое время были средством продвижения услуг и товаров ремесленников. Чарлз Хайатт в одном из первых в XIX веке трудов по истории художественной рекламы с неподдельной скорбью писал: «Многие из художников, оглядывающиеся на успехи французских собратьев по искусству, и рады были бы попробовать свои силы в рекламе, но от этого шага их удерживало неприятие общества» (Hiatt 1895).

Публичность иллюстрированной рекламы формировала вкусы общества, а творчество плакатистов влияло на общий процесс развития искусства, аккумулируя в себе самые авангардные художественные идеи, воплощая «грамматику» отдельных художественных направлений и стилей. Символизм «вышел» на улицы в афишах Пюви де Шаванна и Аман-Жана. Модерн, ар-нуво, югендстиль, сецессион – все национальные варианты последнего стиля уходящего XIX века утверждались в сознании миллионов людей благодаря рекламным композициям Обри Бердсли и Уолтера Крейна, Альфонса Мухи и Эжена Грассе, Франца фон Штука и Густава Климта.

В конце XIX века карикатурист из Лиона О’Галоп создал рекламного персонажа — шинного человечка Бибендума, ставшего символом фирмы “Michelin & Co”. Во внешности Бибендума были шаржированы черты Андре Мишлена, изобретателя и главы фирмы.

Изобретение литографии и последующие технические усовершенствования сделали плакат одним из главных орудий рекламы (Трушина 2014). Появление во второй половине XIX столетия на городских улицах иллюстрированной рекламы стало большим художественным и историческим событием. Жанр афиши требовал от ее создателей доступного и вместе с тем образного языка, побуждая их создателей к творческим поискам и новаторским экспериментам. Необходимая в иллюстрированной рекламе степень обобщения отсекала лишнее, вычленяя и усиливая характерные авторские приемы, использованные впоследствии в живописи, гравюре и журнальной графике (Никифорова 2011).

Источники

  • Hiatt (1895), «Picture posters», Hiatt Charles, Macmillan And Co.,1895. P. 204. Скачать  
  • Никифорова (2011), «Реклама как отражение эпохи», Никифорова И., журнал «Галерея», #2 2011 (31)
  • Трушина (2014), «История отечественной и зарубежной рекламы: учебник», Трушина Л. Е., М. Дашков и К°, 2014
  •  24.05.2020   2.48K просмотров ID: 7067