История маркетинга
1906 год Первое определение термина Public Relations (PR)
В 1906 году Айви Ли, будучи отцом-основателем идеи современных отношений бизнеса и общества, опубликовал «Декларацию Принципов», в которой он сформулировал некоторые, наиболее важные, по его мнению, принципы паблик рилейшнз:
Это не секретное пресс-бюро. Мы работаем открыто. Мы предоставляем новости. Если вы считаете, что наши материалы не подходят вам – не используйте их. Мы предоставляем достоверные данные. Детали по любой теме или событию будут поставлены быстро. Мы готовы любому подтвердить достоверность информации. Наш план – от имени бизнеса и организаций открыто предоставлять прессе важную и достоверную информацию, в которой заинтересована общественность.
Айви Ледбеттер Ли (Ivy Ledbetter Lee) – американский журналист, разработавший принципы профессии «связи с общественностью» и оказавший огромное влияние на PR как формы общения с прессой. Он же предложил первое определение термина:
Public Relations – это связь компании с общественностью, и эта связь означает нечто большее, чем просто разговор. Компания должна приносить обществу пользу […] функция менеджмента, которая регулирует отношения, определяет идею, шаги и интересы компании […] с последующей реализацией программы действий, направленной на достижение понимания и лояльности общественности.
Принципы паблик рилейшнз Айви Ли:
- Говорите правду.
- Предоставляйте достоверные данные.
- PR-щики должны быть на одном уровне с ТОП-менеджментом и иметь возможность влиять на принятие решений.
Карьера Ли началась в 1899 году, когда он переехал в Нью-Йорк и нашел работу репортера в «Морнинг джорнэл»; позже он работал в «Нью-Йорк Сан», а затем в «Нью-Йорк Уорлд»у Джозефа Пулитцера.
В период работы Ли в «Уорлд» он проникся интересом к проблемам крупных корпораций, когда в общественном мнении господствовала атмосфера неодобрения их деятельности и подходов к социуму. Ли чувствовал, что бизнес должен донести до общественности свой собственный взгляд на происходящее и задумался о возможности коммерциализации идеи помощи корпорациям в коммуникации с социумом.
В 1903 году он стал менеджером по рекламе кандидата Демократической партии на пост мэра Нью-Йорка, а в 1904 году основал свой собственный бизнес в качестве консультанта по связям с общественностью, занимаясь рекламой и PR для Демократической партии, а также для фирмы Нью-йоркских биржевых маклеров.
В 1905 году, было создано одно из первых PR-агентств «Parker & Lee», основаное Айви Ли и Джорджем Паркером.
30 октября 1906 года в газете «New York Times» был напечатан первый пресс-релиз под заголовком «Заявление железной дороги». За два дня до этого, произошло событие, которое вошло в историю Америки, как дата большой железнодорожной трагедии – крушение пассажирского поезда в Пенсильвании, в результате чего погибло около 50 человек. В тот же день Айви Ли подготовил первый пресс-релиз.
Поскольку компания «Железные Дороги Пенсильвании» была одним из клиентов PR-агентства «Parker & Lee», Ли не только убедил клиента распространить публичное обращение, но также уговорил их предоставить специальный поезд для доставки фоторепортеров и корреспондентов на место происшествия. В течение нескольких недель спустя, газеты и официальные власти нахваливали руководство компании за их открытость и честность. Эта дата вошла в историю, как первый официально распространенный пресс-релиз.
В предисловии к своей книге «Human Nature and the Railroads» Ли пишет восхитительно точное определение для цели паблик рилейшнз:
Для чего нужна железная дорога? Перевозить людей и вещи из одного места в другое? Нет! Почему? Она нужна, чтобы улучшать материальную жизнь людей. Железные дороги строятся людьми; ими управляют люди; ими управляют люди, которые очень похожи на людей, которых они перевозят; и они служат людям. Допустив ошибку в трактовке вопроса о железной дороге, вы нанесете вред людям. Обращайтесь со словами правильно, и вы поможете людям. Большая проблема состоит в том, чтобы установить точку соприкосновения, когда начальник железной дороги, служащий и общественность, в своих взаимоотношениях понимали точку зрения друг друга.Айви Ли 2015
В 1915 году Ли познакомился с Джоном Д. Рокфеллером и был назначен его сотрудником по связям с общественностью; среди других клиентов, приобретенных примерно в то же время, были Даниэль Гуттенхайм и Уолтер Крайслер.
Во время Первой мировой войны Ли работал бесплатно для рекламы Американского Красного Креста, а в 1920-е годы выполнял неоплачиваемую работу для ряда других благотворительных организаций. В конце 1920-х годов он вызвал общественную полемику, посетив Советский Союз и сообщив о весьма благоприятных условиях возможного экономического сотрудничество со страной Советов.
Успешные коммуникативные технологии, найденные Ли и его соратниками для достижения согласия компании и общества, получили особый профессиональный статус — практики PR