История маркетинга
300 год до н.э. Реклама Древней Греции и Рима

Этап становления и профессионализации рекламы совпадает с периодом формирования массовой информации как явления, поскольку реклама, в первую очередь, особенно в античности – средство информирования. Реклама происходит от двух латинских слов «ad», что означает «навстречу», и «vertere», что означает «поворачивать». Цель рекламы может быть объяснена производностью, то есть «обратить» внимание  покупателей «на продукт», услугу, идею или личность (Houck 1969).

Реклама, как вид деятельности формируется в Полисах – городах античности. Город формируется вокруг трех информационных центров:
  • административное руководство;
  • храм;
  • торговое место (торговая площадь, рынок).
Рынок, как и храм и власть – сосредоточение интересов городских жителей (Ученова, Старых 2002). В ситуации, когда межличностные контакты не могут обеспечить оперативности и необходимого минимума осведомленности, который нужен для координации деятельности большого числа людей, на смену межличностным контактам приходит информирование – обращение одного ко многим.

Устная реклама

Глашатай – специально нанятый торговцем, представителем власти или храма, человек, в задачи которого входило такое информирование. На самом деле, такая профессия, как глашатай фиксируется археологическими источниками уже в период крито-микенской культуры около XIV века до н.э. (Куманецкий 1990). Торговцы с помощью глашатаев расхваливали товары и зазывали покупателей. Эта дихотомия (хвалить и зазывать) – синтез:
  • информации,
  • экспрессии (эмоциональной выразительности)
  • и суггестии (внушения)
– обязательные признаки не только устной, но и любой рекламы. Важным преимуществом пользования глашатайскими услугами явилась возможность удаленности источника устной рекламы от места продажи. Другими словами, информацию о товаре можно было получить не только в месте, где он продавался. Это значительно расширило границы устной коммуникации.

Профессия глашатаев была настолько распространена в античности, что зафиксирована рядом художественно-литературных произведений. Римский писатель Апулий в своем романе «Метаморфозы или Золотой осел») описывал, как богиня любви Венера, желая найти бежавшую Психею, наделила функциями глашатая древнеримского бога торговли Меркурия. Обращаясь к нему, Венера просила:
«… мне ничего не остается, как через твое глашатайство объявить всенародно, что за указания, где она находится, будет выдана награда. Так вот, поспеши с моим поручением...» (Апулей 1993)

Предметно-изобразительная реклама

Изобразительные виды античной рекламы частично дошли до нас в виде некоторых образцов художественных эмблем ремесленников, запечатленных на множестве предметов гончарного производства. В этом случае рекламной поверхностью служил сам товар, выставленный на продажу: наборы глиняных сосудов или пузырек с благовониями с логотипом парфюмера.

распространенным вариантом предметно-символичного решения, является очевидная для покупателей подмена товара, на его функционально близкий предмет, отождествляемый с видом деятельности и предметом потребления:
  • около лавок булочников лежал жернов
  • воинский щит на фасаде или воротах служил сигналом того, что его владелец не против стать наемным воином
  • виноградная лоза, вьющаяся по фасаду здания – как символ виноделия и место продажи вина.
Приемы изобразительной символизации использовались и в геральдике ремесленников – на их фирменных знаках, которыми они метили свои изделия. Многие из этих эмблем сопровождались надписями – с девизами и (или) с именами владельца. Клейма накладывались самими мастерами с целью идентификации своего товара ремесленником (в случае последующей претензии покупателя) и ознакомления покупателей со своей продукцией (Ахмеров 1951) .

Наружная реклама

Вывески

Наиболее любопытную категорию надписей составляют вывески, которые вводят нас в самую гущу повседневной жизни античного мира. Они очень разнообразны, и содержание их представляет большой интерес: Трактирная вывеска, найденная на территории древнего Лугдунума (совр. Лион) в Галлии:

Mercurius hic lucrum promittit, Apollo salutem, Septumanus hospitium cum prandio. Qui venerit, melius utetur post; hospes, ubi maneas, prospice. CIL, XIII, 2031

«Меркурий здесь обещает прибыль, Аполлон — здоровье, Септуман — пристанище и закуску. Кто войдет, будет потом еще лучше обслужен. Гость, взгляни, где ты ночуешь!» (Sadurska  1957).

Надписи трактиров в Помпеях:

Edone dicit: Assibus hic bibitur, dipundium si dederis, meliora bibes, quattus si dederis, vina Falerna bib(es)
«Эдона говорит: Выпивка стоит здесь асе. За два асса ты лучшего выпьешь. А за четыре уже будешь фалернское пить»(Сергеенко 1964).

Граффити

«Граффити» – это слово происходит от «граффито» – нацарапанный. Курсивные буквы, нацарапанные острием на глиняных и иных предметах, принято называть граффити (Федорова 1969 ). Реклама в государствах античной Греции и Рима выцарапывалась на керамике и прямо на оштукатуренных стенах домов и общественных зданий. Самая древняя реклама обнаружена в развалинах древнегреческого города Мемфиса. Надпись гласит:

Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения.
Древнейшее сохранившееся рекламное объявление выцарапано на камне высотой 35 см. Есть и другие переводы этой надписи: «Я даю толкование снов от имени божества. Человек с Крита толкует здесь сны». Эта первая вывеска относится к III в. до н. э. и хранится в одном из музеев Каира (Трубникова, Савельева 1919) .

Много сохранившейся античной граффити позволяет думать о широком и массовом распространении саморекламы:
По этой дороге следует идти и гнать скот в имение Гая Марция Филерона, вольноотпущенника Гая (Сергеенко 1964) .

Афиша

«Афиша» отличается от граффити степенью детализации информации. Грффити-объявление должно быть кратким, как бы спрессованным, а афиша позволяет себе многие детали, которые будут интересны горожанам. Информационная структура афиши много сложнее и разветвленнее. Афиши выполнялись красной краской для того, чтобы они были более заметны, т. е. бросались в глаза. Одна из дошедших до нас афиш гласит:

20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона, Цезаря сына Августа, и десять пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента будут сражаться в Помпеях 4, дня, а также будет представлена охота по всем правилам, и будет натянут навес. Написал это Эмилий Целер, один при лунном свете (Федорова 1976) .

Альбум

«Альбум» – белая стена, вооруженная специально для рекламных объявлений. «Альбум» происходит от латинского корня и имеет под собой то же основание, т. е. от слова «белый». Белая она не по какой-то важной причине, а просто потому что белилами постоянно замазывали предыдущую рекламу, чтобы освободить место для новой. Альбумы – специально выделеные властями места на зданиях и участки городских стен, на которых разрешалась реклама. Сделано это было специально, чтобы как-то упорядочить вакханалию рекламы, заполонившей все стены домов в городах. Album обслуживал приставленные для этого дела dealbatores (буквально: «выбеливатели»). Стоило белым участкам полностью покрыться оперативными объявлениями, как прислужники принимались за свои обязанности и начисто выбеленная стена вновь исполняла роль рекламного носителя.

Даже спустя века, альбумы смогли донести суть рекламного послания и до нас:

Прохожий, пройди отсюда до XII башни. Там Сергиус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи. (Школьник, Тарасов 1977)
В Помпеях с восточной стороны Форума есть здание, в котором располагалась сукновальная мастерская. В надписи сообщалось, что здание возведено на средства вдовы торговца тканями от имени ее и ее сына. Стена этой мастерской, обращенная к Форуму представляла собой несколько разделенных колонками участков для письма.

Источники

  • Houck (1969), «Outdoor advertising; history and regulation», John W. Houck, University of Notre Dame Press
  • Sadurska (1957), «Archeologia i epigrafica». «Meander», Sadurska A. , № 7—8. Warszawa
  • Апулий Лукреция (1993), «Метаморфозы или Золотой осел» В/О - М., Внешторгиздат
  • Ахмеров (1951) «О клеймах керамических мастеров эллинистического Херсонеса», Ахмеров Р. Б., Вестник древней истории. -- 1951, № 3. 196 с.
  • Куманецкий (1990), «История культуры Др. Греции и Рима». Куманецкий К. – М., 1990. 456 с.
  • Сергеенко (1964), «Простые люди древней Италии». Сергеенко М. Е., Изд-во «Наука». Москва — Ленинград
  • Трубникова, Савельева (1919), «Всеобщая история рекламы» Трубникова Н. В., Савельева О. О., Изд. «Дашков и К°» ISBN: 978-5-394-03119-9
  • Ученова, Старых (2002), «История рекламы». Ученова В. В., Старых Н. В., СПб.: Питер, 2002. 304 с.
  • Федорова (1969), «Латинская эпиграфика». Федорова Е. В., – М., Издание Московского университета. 1969г.
  • Федорова (1976) «Латинские надписи». Федорова Е. В., – М., Издание Московского университета. 1976г. 280с.
  • Школьник, Тарасов «Язык улицы». Школьник Л. С., Тарасов Е. Ф., – М., Изд. «Наука» 1977.
  •  01.03.2020   12.89K просмотров ID: 7044