История маркетинга
300 год до н.э. Реклама Древней Греции и Рима
Реклама, как вид деятельности формируется в Полисах – городах античности. Город формируется вокруг трех информационных центров:
- административное руководство;
- храм;
- торговое место (торговая площадь, рынок).
Устная реклама
Глашатай – специально нанятый торговцем, представителем власти или храма, человек, в задачи которого входило такое информирование. На самом деле, такая профессия, как глашатай фиксируется археологическими источниками уже в период крито-микенской культуры около XIV века до н.э. (Куманецкий 1990). Торговцы с помощью глашатаев расхваливали товары и зазывали покупателей. Эта дихотомия (хвалить и зазывать) – синтез:- информации,
- экспрессии (эмоциональной выразительности)
- и суггестии (внушения)
Профессия глашатаев была настолько распространена в античности, что зафиксирована рядом художественно-литературных произведений. Римский писатель Апулий в своем романе «Метаморфозы или Золотой осел») описывал, как богиня любви Венера, желая найти бежавшую Психею, наделила функциями глашатая древнеримского бога торговли Меркурия. Обращаясь к нему, Венера просила:
«… мне ничего не остается, как через твое глашатайство объявить всенародно, что за указания, где она находится, будет выдана награда. Так вот, поспеши с моим поручением...» (Апулей 1993)
Предметно-изобразительная реклама
Изобразительные виды античной рекламы частично дошли до нас в виде некоторых образцов художественных эмблем ремесленников, запечатленных на множестве предметов гончарного производства. В этом случае рекламной поверхностью служил сам товар, выставленный на продажу: наборы глиняных сосудов или пузырек с благовониями с логотипом парфюмера.распространенным вариантом предметно-символичного решения, является очевидная для покупателей подмена товара, на его функционально близкий предмет, отождествляемый с видом деятельности и предметом потребления:
- около лавок булочников лежал жернов
- воинский щит на фасаде или воротах служил сигналом того, что его владелец не против стать наемным воином
- виноградная лоза, вьющаяся по фасаду здания – как символ виноделия и место продажи вина.
Наружная реклама
Вывески
Наиболее любопытную категорию надписей составляют вывески, которые вводят нас в самую гущу повседневной жизни античного мира. Они очень разнообразны, и содержание их представляет большой интерес: Трактирная вывеска, найденная на территории древнего Лугдунума (совр. Лион) в Галлии:Mercurius hic lucrum promittit, Apollo salutem, Septumanus hospitium cum prandio. Qui venerit, melius utetur post; hospes, ubi maneas, prospice. CIL, XIII, 2031
«Меркурий здесь обещает прибыль, Аполлон — здоровье, Септуман — пристанище и закуску. Кто войдет, будет потом еще лучше обслужен. Гость, взгляни, где ты ночуешь!» (Sadurska 1957).
Надписи трактиров в Помпеях:
Edone dicit: Assibus hic bibitur, dipundium si dederis, meliora bibes, quattus si dederis, vina Falerna bib(es)
«Эдона говорит: Выпивка стоит здесь асе. За два асса ты лучшего выпьешь. А за четыре уже будешь фалернское пить»(Сергеенко 1964).
Граффити
«Граффити» – это слово происходит от «граффито» – нацарапанный. Курсивные буквы, нацарапанные острием на глиняных и иных предметах, принято называть граффити (Федорова 1969 ). Реклама в государствах античной Греции и Рима выцарапывалась на керамике и прямо на оштукатуренных стенах домов и общественных зданий. Самая древняя реклама обнаружена в развалинах древнегреческого города Мемфиса. Надпись гласит:
Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения.Древнейшее сохранившееся рекламное объявление выцарапано на камне высотой 35 см. Есть и другие переводы этой надписи: «Я даю толкование снов от имени божества. Человек с Крита толкует здесь сны». Эта первая вывеска относится к III в. до н. э. и хранится в одном из музеев Каира (Трубникова, Савельева 1919) .
Много сохранившейся античной граффити позволяет думать о широком и массовом распространении саморекламы:
По этой дороге следует идти и гнать скот в имение Гая Марция Филерона, вольноотпущенника Гая (Сергеенко 1964) .
Афиша
«Афиша» отличается от граффити степенью детализации информации. Грффити-объявление должно быть кратким, как бы спрессованным, а афиша позволяет себе многие детали, которые будут интересны горожанам. Информационная структура афиши много сложнее и разветвленнее. Афиши выполнялись красной краской для того, чтобы они были более заметны, т. е. бросались в глаза. Одна из дошедших до нас афиш гласит:
20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона, Цезаря сына Августа, и десять пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента будут сражаться в Помпеях 4, дня, а также будет представлена охота по всем правилам, и будет натянут навес. Написал это Эмилий Целер, один при лунном свете (Федорова 1976) .
Альбум
«Альбум» – белая стена, вооруженная специально для рекламных объявлений. «Альбум» происходит от латинского корня и имеет под собой то же основание, т. е. от слова «белый». Белая она не по какой-то важной причине, а просто потому что белилами постоянно замазывали предыдущую рекламу, чтобы освободить место для новой. Альбумы – специально выделеные властями места на зданиях и участки городских стен, на которых разрешалась реклама. Сделано это было специально, чтобы как-то упорядочить вакханалию рекламы, заполонившей все стены домов в городах. Album обслуживал приставленные для этого дела dealbatores (буквально: «выбеливатели»). Стоило белым участкам полностью покрыться оперативными объявлениями, как прислужники принимались за свои обязанности и начисто выбеленная стена вновь исполняла роль рекламного носителя.
Даже спустя века, альбумы смогли донести суть рекламного послания и до нас:
Прохожий, пройди отсюда до XII башни. Там Сергиус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи. (Школьник, Тарасов 1977)В Помпеях с восточной стороны Форума есть здание, в котором располагалась сукновальная мастерская. В надписи сообщалось, что здание возведено на средства вдовы торговца тканями от имени ее и ее сына. Стена этой мастерской, обращенная к Форуму представляла собой несколько разделенных колонками участков для письма.