История маркетинга
1776 год Экономическая теория Адама Смита

В 1776 году в книге Адама Смита «Богатство народов» сформулировано основное направление экономической теории. С классической и неоклассической точек зрения основной задачей было изучение общего равновесия между спросом и предложением, возникающего в результате множественной реакции предпринимателей, работников, потребителей и инвесторов на цены.

«Богатство народов» Адама Смита стала первым полноценным трактатом в области экономики. Она по праву считается одной из самых авторитетных книг всех времен, а ее автора называют основоположником классической политэкономии.

В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать, что богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но всеми видами производств, существующими в экономике. Смит был убежденным сторонником политики laissez-faire (невмешательства государства в дела рынка — «пусть рынок сам решает»), потому что верил: именно конкуренция, а не государственное вмешательство естественным образом регулирует рынок, и ее «невидимая рука» обеспечивает справедливость и равенство для всех.

Каково же маркетинговое значение труда Адама Смита? До Смита, еще со времен Сократа, на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым утверждением древних греков: «Рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга». Иными словами, считалось, что в любой сделке одна сторона выигрывает, а другая соответственно обязательно проигрывает.  Смит писал, что потребности производителей следует рассматривать только с точки зрения удовлетворения потребностей потребителей. Автор доказал, что на самом деле, существует универсальная выгода для всех, кто вступает в рыночный обмен.

«Богатство народов» состоит из пяти отдельных книг. В первых трех исследуются вопросы:
  • разделения труда, 
  • происхождения денег и важности заработной платы, 
  • прибыли, ренты и капитала. 
В четвертой книге анализируется система торговли, причем особое внимание уделяется британским колониям,

В пятой книге обсуждаются:
  •  участия государства в жизни общества
  • финансирование образования, транспорта, юстиции и обороны.

Как повысить продуктивность. Адам Смит начинает с исследования факторов роста производительности труда, который зависит, «во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от сбережения времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких».

Смит отмечает:
Привычка глазеть по сторонам и работать небрежно, естественно или, вернее, неизбежно приобретаемая каждым деревенским работником, который вынужден каждые полчаса менять работу и инструменты и ежедневно приноравливаться в течение всей своей жизни к двадцати различным занятиям, почти всегда делает его ленивым и нерадивым и неспособным ко всякому напряженному труду даже в случаях настоятельной необходимости
Смит указывает также, что «люди скорее открывают более легкие и быстрые способы для достижения какого-нибудь результата, если их внимание и умственные способности направлены к одной лишь определенной цели, а не рассеиваются на большое количество разных предметов».


Истоки изобретательности. Говорят, что необходимость — мать изобретений. Отцом же их Адам Смит считал человеческую лень или эгоистичный интерес. Он пишет,
одно из важнейших улучшений, сделанных в паровой машине с тех пор, как она была изобретена, было придумано подростком, который хотел сократить свой собственный труд

Интуиция. Адам Смит пишет:
Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собою последствие — хотя очень медленно и постепенно развивающееся — определенной склонности человеческой природы, которая отнюдь не имела в виду такой полезной цели

Рынками можно манипулировать. Адам Смит пишет:
Так как возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности обмена, или, другими словами, размерами рынка». Он верил, что инновации естественным образом создают новые рынки, однако история эту точку зрения поддерживает не всегда.

Привычка рождает талант. Адам Смит не считает талант продуктом природы:
Различие между самыми несхожими характерами, между ученым и простым уличным носильщиком, например, создается, по-видимому, не столько природой, сколько привычкой, практикой и воспитанием». В первые 6–8 лет жизни дети мало отличаются друг от друга. Согласно Смиту, все начинается тогда, когда «в этом возрасте или немного позже их начинают приучать к различным занятиям». В дальнейшем ситуация усугубляется, «пока, наконец, тщеславие ученого не начинает отказываться признавать хотя бы тень сходства между ними

Диверсификация в рыночной нише. Адам Смит утверждает, что на маленьком рынке разделение труда и специализация бессмысленны. Деревенский плотник, например,
является не только плотникам, но и столяром, краснодеревщиком и даже резчиком по дереву, а также изготовляет колеса, телеги и плуги. Он вынужден быть мастером на все руки, иначе ему не выжить. 
Бизнес и маркетинг прошли больлшой круг от маленьких компаний к глобальным, и теперь специализация становится совершенно необходимой, если вы хотите успешно конкурировать на очень крупном, глобальном рынке. Ориентация на массовый спрос уже не работает — мы не можем быть всем для всех. Вместо этого мы должны определиться со своими ключевыми навыками и «упаковывать» их, отвечая потребностям различных групп потребителей.

Открывайте новые рынки. Адам Смит пишет:
Благодаря водному транспорту для всех видов труда открывается более обширный рынок, чем это мыслимо при существовании одного лишь сухопутного транспорта
 Морское и речное судоходство способствовало дальнейшему делению, совершенствованию и процветанию промышленности. Развитие логистики открывало новые рынки и помогало экономить на масштабах.  
Открывая более обширный рынок для той доли продукта, которая превышает потребности внутреннего потребления, внешняя торговля поощряет производителей развивать свои производительные силы и увеличивать до максимальных размеров годовой продукт и таким образом повышать благосостояние общества
Происхождение денег. Одну из глав книги Смит посвящает происхождению и применению денег. Они вытеснили меновую торговлю в силу того, что
металлы не только можно сохранять с наименьшей потерей, ибо вряд ли какие-нибудь другие предметы обладают большей прочностью по сравнению с ними, но их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей
Так возникли чеканная монета и те государственные учреждения, которые получили название монетных дворов. Учреждения эти имеют... задачу — удостоверять наложением публичных клейм количество и установленное качество.

Что такое стоимость? Адам Смит утверждает, что
стоимость имеет два различных значения: иногда она обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда — возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом». Иными словами, есть потребительская стоимость и есть меновая стоимость. Разница между этими двумя понятиями очень важна, но о ней часто забывают. Смит напоминает нам, что «предметы, обладающие весьма большой потребительской стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительскую или совсем ее не имеют
В качестве иллюстрации он приводит пример воды и алмазов, указывая, что нет ничего полезнее воды, но за нее ничего не купишь, алмазы же потребительской стоимости не имеют, зато их меновая стоимость огромна.

Потребность в банковском регулировании. В своей работе Адам Смит призывал к регулированию банковской деятельности, чтобы покончить с мошенничеством банкиров:
Когда к ним предъявляются усиленные требования платежей, они нередко стараются выиграть время, выплачивая деньги шестипенсовыми монетами, а вышеуказанное правило помешало бы им пользоваться таким сомнительным средством для избегания немедленного платежа

Под давлением регулирующих органов банки
вынуждены были бы постоянно держать в своих денежных шкафах большее количество наличных денег, чем в настоящее время. И хотя это, без сомнения, могло бы явиться большим неудобством для них, но в то же время послужило бы солидным обеспечением для кредиторов

Согласно Смиту,
кассы банка... можно сравнить с бассейном, откуда постоянно вытекает одна струя, но одновременно втекает другая, которая приносит столько же воды, сколько уносит первая, поэтому без особых забот и усилий вода в бассейне всегда остается на том же или почти на том же уровне

Как делать деньги. Адам Смит пишет, что цена любого товара складывается из трех факторов: заработной платы, прибыли и ренты.
Заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости. Любой иной доход в конечном счете получается из одного из этих источников

Рынок диктует цену. Адам Смит пишет:
Естественная цена как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и порой несколько понижать их по сравнению с центральной ценой». Каждый товар имеет естественную цену, основанную на спросе и предложении.

Секреты хороши для бизнеса. Адам Смит пишет: Когда в результате увеличения действительного спроса рыночная цена какого-нибудь товара поднимается значительно выше его
естественной цены, лица, вкладывающие свои капиталы в снабжение рынка этим товаром, обыкновенно стараются скрыть такое изменение. Если бы оно стало общеизвестным, их большая прибыль побудила бы множество новых конкурентов вложить в это дело свои капиталы, что действительный спрос оказался бы полностью удовлетворенным, и рыночная цена скоро понизилась бы
Однако секреты подобного рода редко можно сохранять в течение продолжительного времени, а чрезвычайная прибыль может держаться лишь немного дольше, чем сохраняется секрет.

О монополии. Смит пишет:
Такую же тенденцию, хотя и в меньшей степени, имеют исключительные привилегии корпораций, законы об ученичестве и все те законы, которые в отдельных отраслях производства сокращают число конкурентов по сравнению с тем, каким оно было бы при других условиях
Если бизнес со стороны не выглядит монополией, это еще не значит, что он ею не является. Благодаря этим мерам искусственно ограничивается конкуренция, и пользующиеся этим преимуществом компании становятся
своего рода расширенными монополиями и часто могут в течение столетий и в целом ряде отраслей производства держать рыночную цену отдельных товаров выше естественной цены

Избегайте противостояния между трудом и капиталом. Говоря о зарплате, Смит указывает, что
рабочие хотят получать возможно больше, а хозяева хотят давать возможно меньше». С другой стороны, «человек постоянно нуждается в помощи ближних, и одного их расположения мало. Он скорее достигнет цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать, что в их интересах сделать для него то, что он требует
Платите по справедливости. В отношении величины зарплаты Смит признает, что работодатель и служащий находятся в разных весовых категориях, но предостерегает первых от чрезмерного снижения зарплаты, ибо
существует известная граница, ниже которой невозможно, по- видимому, сократить на сколько-нибудь продолжительное время обычную заработную плату даже низших видов труда
Причина этого состоит в том, что
человек всегда должен иметь возможность жить своим трудом, и его заработная плата должна по меньшей мере быть достаточной для существования

Смит напоминает нам, что
для содержания семьи труд мужа и жены, даже для низших разрядов простейшего труда, должен приносить несколько больше того, что абсолютно необходимо для их собственного содержания

Сотрудничество лучше принуждения. Разговор о рабочих Смит заключает следующими словами:
Чем значительнее их число, тем больше, естественно, подразделяются они на различные классы и виды занятий. Большее число умов занято изобретением наиболее подходящих орудий и машин для выполнения работы каждого, поэтому тем вероятнее, что они будут изобретены
Деньги делают деньги. Существует расхожее представление, что для того, чтобы делать деньги, нужно их иметь. Эту идею явно разделял Адам Смит, который писал:
Деньги, говорит пословица, создают новые деньги. Стоит добыть немного денег, и часто легко будет добыть больше. Главная трудность заключается именно в получении этих небольших денег

Труд полезен для души. Адам Смит пишет:
Необходимость делает обычным почти для всех участие в торговых или промышленных предприятиях... Подобно тому как смешно ходить одетым не так, как все, так в известной степени смешно не заниматься делами подобно другим людям. Как человек гражданской профессии кажется неловким в военном лагере или гарнизоне... так бывает и с человеком, не имеющим занятий, среди деловых людей
Отчего зависит размер зарплаты? Согласно Смиту, следующие пять факторов обусловливают неравенство в заработной плате:
  • приятность или неприятность самих занятий; 
  • легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им; 
  • постоянство или непостоянство занятий; 
  • большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые ими занимаются; 
  • и вероятность или невероятность успеха в них

Пусть деньги двигаются. По мнению Смита, люди должны испытывать «доверие к состоянию, честности и осторожности... банкира» и не сомневаться «в том, что он сможет в любой момент оплатить по требованию те его кредитные билеты, которые ему будут предъявлены.

Чем опасна инфляция. Смит пишет об инфляции:
Если мы часто выражаем доход какого-нибудь лица в денежной сумме, выплачиваемой ему в год, то делаем это потому, что она определяет размеры его покупательной силы или стоимость предметов, которые он может потребить в течение года

О бережливости. Смит напоминает:
Капиталы возрастают в результате бережливости и уменьшаются вследствие мотовства и неблагоразумия. Все, что какое-либо лицо сберегает из своего дохода, оно добавляет к своему капиталу

Ограничьте расходы рамками доходов. Смит предупреждает:
Так поступает только расточитель: не ограничивая расходы доходом, он растрачивает капитал. Подобно человеку, использующему доходы какого-либо благотворительного учреждения на суетные цели, он оплачивает праздность из того фонда, который его бережливые предки как бы завещали на содержание трудолюбия

Своевременность расчетов. Продолжая мысль о том, что деньги делают деньги и о необходимости постоянного движения денег, Смит констатирует:
Таким образом, не недостаток золота и серебра, а трудность для людей занять деньги, а для их кредиторов — получить причитающиеся платежи порождает общие жалобы на отсутствие денег
Мгновенное удовольствие дорого обходится. Адам Смит пишет о том, какие расходы наиболее способствуют обогащению:
Доход отдельного лица может уходить на предметы, которые потребляются немедленно... или... на предметы более прочные, которые поддаются накоплению

Книга Адама Смита навсегда вписала его имя в историю экономической и маркетинговой мысли. Эта книга стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу Уотца экономической науки

  907 просмотров
  1776 год

Материалы по теме:


Поделиться: