История маркетинга
79 год Маркетинг Древнего Рима, на примере Помпей

В 79 году н.э. извержение вулкана Везувий разрушило и, в конечном счете, сохранило для истории цивилизации древнеримский город Помпеи, недалеко от Неаполя, в регионе Кампания. Помпеи занимал важное место на пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. Историки использовали найденные археологические свидетельства, чтобы собрать воедино многие аспекты древней жизни, к примеру, раскопки руин Помпеи открыли мир, в котором уже существовали фундаментальные принципы коммерции, маркетинга (рыночной деятельности) и рекламы (Hood 2005).

Например, несмотря на определенное отдаление от моря, одной из специализаций города было производство рыбного соуса. Торговцы предлагали не просто рыбный соус, но рекламировали марки соусов, например, найдена реклама, по видимому, хорошо известного горожанам в то время «Желе из тунца Скавра» или рыбный соус «Гарум», который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Помимо этого, город имел иную специализацию – оним из важнейших ремёсел Помпей было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти (Сергеенко 1964).

Интересно и то, что в начале тысячелетия уже существовали специализированные магазины. Например, в здание Евмахии, построеном в эпоху Тиберия (14 – 37 годы н. э.) сукновалы, ткачи и красильщики, располагали свои склады и вели торовлю сукном и тканями. Мацеллум — крытый продовольственный рынок, имел бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины, в которых торговали, преимущественно, рыбой и мясом. В городе были свои маркеты и склады для торговли зерном.

В результате раскопок были найдены остатки крупных виноделен. Предполагается, что эти исторические виноградники поразительно похожи по структуре на современные виноградники по всей Италии.Вина были брендированы, и их производители стремились позиционировать их в сознании горожан, заявляя об их престиже потребления того или иного вина и в его высоком качестве. Другими словами, суть брендинга в древнеримских городах, по мидимому, была известна, задолго до описания и наименования этого явления и маркетингового процесса.

В городе было развито оказание услуг. В первую очередь, услуги терм (банные услуги) и общественных туалетов, оказывались услуги по стирке и глажке одежды горожан, гостиничные услуги и услуги общественное питание. «Термополии» (кулинарные магазины) были закусочными и постоялыми дворами, в которых продавались и подавались гостям горячие блюда и напитки. В Помпеях насчитали около 100 термополий.

Для античной рекламы Помпей характерно, сколь большое разнообразие производимых и продаваемых товаров и услуг, столь же и обилие объектов рекламирования, а также разнообразие приемов и средств рекламы. Например, рекламировались термы (античные бани), любимое место отдохновения римских граждан: «На доходы Фаустина баня моет городским обычаем и предлагает все услуги». Другая реклама предлагает снять виллу «Виллу – хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к…» далее следует рисунок рекламируемого жилья (Ученова, Старых 2008). Надписи трактиров в Помпеях: «Эдона говорит: Выпивка стоит здесь асе. За два асса ты лучшего выпьешь. А за четыре уже будешь фалернское пить». (Сергеенко 1964).

Если говорить о форматах рекламы Помпей, то это, прежде всего: реклама устная, распространяемая глашатаями; настенные граффити; афиши – жанр рекламы, который зародился в эпоху античности; античные вывески.

В целом же, можно говорить о том, что признаков маркетинговой (рыночной) деятельности, в том ее сегодняшнем понимании, в городе обнаружено предостаточно, что позволяет утверждать: деятельность эта велась, в соответствии с некими принципами, известными в то время широко, с применением технологий и техник, повторяемых и распространяемых. Поскольку Помпеи – это один из городов на пути «Виа Аппиа» (Via Appia), то можно утверждать, что в городах на всем торговом пути, соединявшем Рим и Южную Италию, маркетинговая деятельность была столь же развита.

Источники

  • Hood (2005), «Selling the Dream: Why Advertising Is Good Business». Hood John, Westport, CT: Praeger, 2005, 12–13
  • Сергеенко (1964). «Простые люди древней Италии». Сергеенко М. Е., Изд-во «Наука». Москва — Ленинград, 1964
  • Ученова, Старых (2008), «История рекламы. Учебник». Ученова Виктория, Старых Нина, 3-е изд. Изд. «Юнити» 2008.
  •  09.10.2022   553 просмотра ID: 7901