Профессия "маркетолог", специальность и должность
Часто студенты и уже "готовые" профессиональные маркетологи не понимают разницу между такими, на самом деле, похожими терминами: маркетинговая специальность, моя профессия, и та должность, которую планирует занимать или занимает маркетолог. Давайте разберемся...
Кто же такой "маркетолог"?
Профессионально занимающиеся "маркетингом" - это люди с совокупностью знаний (теоретические основы профессии маркетолога), умений (способность применять полученные знания на практике) и навыков (опыт применения маркетинговых решений) , присущая маркетологу. Говорят: "Маркетолог овладел профессией", "У него есть профессия".
Маркетингом можно назвать необходимую для рынка и ограниченную задачей максимального удовлетворения потребностей рвнка область приложения менеджерских усилий.
Специальность в ВУЗе
Специальность высшего профессионального образования – это только направление подготовки при получении высшего или средне-специального образования. Списки утвержденных министерством образования направлений образования и специальностей опубликованы в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Закончив ВУЗ по специальности "маркетинг" маркетологом вы автоматически не станете.
Маркетинг - как философия
Уметь ездить на авто и быть профессиональным водителем, быть профессиональным водителем и быть ассом – это разные вещи. Только имея "огонь маркетинга" в душе, получив базовые знания и опыт можно стать маркетологом. Как проверить если огонь внутри, можете ли вы стать ассом маретинга? Маркетинг – это удовлетворять потребности рынка. Попробуйте быстро ответить на вопросы ниже "да" или "нет", свойственно это Вам или нет:- Можете ли вы удовлетворять не только себя? Можете ли вы понять, что хотят от Вас друзья и знакомые и доставить им удовольствие и, при этом, получить удовольствие самому? Найдите в интернете или в поисковой строке на этом сайте термин "эмпатия". Можете ли вы сказать, что это вам близко?
- Есть ли у вас творческий потенциал? Тянет ли Вас рисовать, писать музыку, придумывать конкурсы и розыгрыши для друзей, можете ли вы устроить праздник другим?
- Отличаете ли вы хороший товар от хорошо сделанного товара? Вы вообще можете определить, что именно я пытался узнать, именно так сформулировав этот вопрос?
- Можете ли вы, посмотрев рекламу, понять: это красиво сделанная реклама (как красиво кино, снятое о красоте природы), или эта реклама "цепляет за живое" и способна заразить идеей товара потенциальных покупателей?
- Вы можете быть настолько убедительны, что бы продать ненужную вам вещь за те же деньги, за которые вы ее купили?
- Вы можете работать много? Дело в том, что большинство профессий и специальностей предполагают и допускают работу с 9:00 и до 18:00. Маркетинг же, зачастую, заставляет думать о задаче все двадцать четыре часа в сутки, когда блестящая идея появляется как результат не случайной находки или умения хорошо что-то делать руками, а в результате мучительной работы над собой, над задачей, над обстоятельствами.
Маркетинговая специальность
Есть еще понятие "маркетинговая специальность" - это не то понятие, которое известно Вам в контенсте со студенчеством. Маркетинговая специальность – это, к примеру, брендмейкер, торговый маркетолог, рекламист и прочие, хорошо описанные маркетинговые специальности. Маркетинговая специальность по своему определению близка к понятию "профессия" и соответствует определенной специализации в области маркетинга.
Специализация в маркетинге – это ограниченная конкретная совокупность навыков, знаний и умений, ориентированных на применение в конкретной области профессиональной деятельности маркетолога в рамках указанной специальности и применительно к поставленной конкретной маркетинговой задаче. К примеру, специализация копирайтера на подготовку информационных материалов в определенной области знаний, или специализация трейд-маркетолога на подготовке и проведении промоушн-акций в ритейле.
Должность маркетолога - это совокупность возлагаемых на маркетолога трудовых задач, функций, обязанностей и ответсвенности за их выполнение. К примеру: должность маркетинг-директора предполагает ответственность за всю маркетинговую политику предприятия, возглавляемую им маркетинговую службу. Руководитель отдела рекламы отвечает за все внешние ATL-коммуникации, за разработку рекламной продукции для BTL-мероприятий и поддержки дилерских, дистрибьюторских сетей.