История маркетинга
1650 год Маркетинг в Японии
Питер Друкер полагал, что маркетинг зародился в Японии:
Маркетинг был изобретен в Японии около 1650 года первым членом семьи Мицуи, который поселился в Токио в качестве торговца и открыл то, что можно было бы назвать первым супермаркетом (Druker 1986).Несмотря на многочисленность исторических событий это опровергающих и принимая во внимание тот факт, что в последующих переизданиях этой книги, Друккер об этом больше не упоминал (Druker 1994), тем не менние, история японского маркетинга достояна внимания и изучения. Воспользовавшись мнением Питера Друкера, проследим ее развитие на примере все той же семьи Мицуи.
Ведя торговлю, семья Мицуи проводила политику, более чем на 250–300 лет предвосхитившую современное понимание маркетинга:
- закупка продукции, по запросам местных покупателей;
- поиск эффективных торговых технологий (коммерция и мерчандайзинг);
- безусловный возврат денег за проданные с какими-либо дефектами товары (консьюмеризм, или защита прав потребителей);
- расширение ассортимента в сравнении с другими конкурентами;
- индивидуальная работа с каждым заказчиком (клиентоориентированный менеджмент);
- активное использование средств рекламы, паблик рилейшнз, личной продажи и стимулирования сбыта.
Основателем дома Мицуи принято считать Такатоси Хатиробэя (1622–1694), хотя первая лавка была открыта еще его отцом Такатоси Сокубэем (1578–1633). Такатоси расширил семейное дело, включив в него торговлю бакалейными товарами, а также ломбард и обмен валют (последнее направление развилось в банк). Центрами деятельности были Киото, Эдо (впоследствии переименованный в Токио) и Осака.
В 1673 г., когда Хатиробэй исполнилось 51 год, он решил больше ориентироваться на простых горожан и занялся торговлей тканями. Хатиробэй торговал модной парчой «ниси-дзин» и шелком, скупая их в Киото и в других местах. Когда дела пошли успешно, Хатиробэй передал дело своим шести сыновьям и занялся изучением условий ведения дел.
- В лавках торговали по образцам. Приказчики, обходя дома даймё и самураев, предлагали им образцы тканей.
- Большой запас товара в лавке.
- В лавках ткань продавалась целым куском на кимоно, что ограничивало возможности сбыта. Один из приказчиков сообщил о разговоре, подслушанном в бане, что женщины предпочитают покупать небольшие куски материи, из которой можно шить различные мелкие вещи, например, кошельки. Хатиробэй стал продавать ткань в кусках разной длины.
- На вывеске было написано: «За наличные. Цены без запроса» (Гэнкин. Какэнэ паси). Это был новый принцип в торговле, введенный домом Мицуи, – продажа товара по твердым ценам.
- Большое внимание Хатиробэй уделял рекламе. В дождливые дни клиентам одалживали зонты с эмблемой магазина.
- Хатиробэй покровительствовал поэтам, драматургам, писателям (например Ихара Сайкаку), а те своими произведениями создавали благоприятное для него общественное мнение.
Хатиробэй расширил семейное дело, включив в него торговлю бакалейными товарами, а также ломбард и обмен валют (последнее направление развилось в банк). Центрами деятельности Mitsui были Киото, Эдо (впоследствии переименованный в Токио) и Осака. К 1700 г. лавка превратилась в самый крупный магазин в Эдо. От нее ведет свое начало один из крупнейших современных универмагов – «Мицукоси», получивший это название в 1928 г.
К концу XVII в. в торговом доме Мицуи работали несколько сотен служащих по найму. Поскольку лавки в Эдо процветали, Хатиробэй открыл их филиалы в Киото и Осаке.
Мицуи опередил своё время примерно на два с половиной века. Впервые в истории торгового маркетинга бизнесмен ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, размещая товар на полках системно, постоянно расширяя ассортимент товара.