История маркетинга
1498 год Первый торговый каталог

В 1498 году, когда итальянский книгопечатник Альд Мануций предложил потенциальным читателям своих книг, торгово-информационное издание – каталог информирующий о возможности приобретения любой из 15 отпечатанных в его типографии карманных книг. Так появляется первый официально признанный в мире каталог (Николаева 2012).

Особенностью и новацией этого издания являлся перечень отпечатанной продукции с указанием цен (прайс-лист или прейскурант). Первый торгово-информационный каталог скорее по содержанию и смыслу был ознакомительной брошюрой. Распространялся каталог на городской ярмарке.

Типография Альда была основана в 1494 году в Венеции.  В 1495 году в издательстве Мануция были отпечатаны пять томов Аристотеля. В 1497 году напечатаны Часовник на греческом языке и «Греческая азбука». К 1498 году, Мануций приступил к публикации произведений классиков своей родины – древних авторов, писавших на латинском языке, и великих поэтов Возрождения, создателей литературного итальянского языка – Петрарки, Данте, Полициано, Бембо. Продолжалась публикация греческих текстов – сочинения Аристофана, Софокла, Еврипида, Демосфена, Плутарха, Платона. Альд Мануций первым издал более 30 произведений на греческом языке.

С 1501 года, с издания Вергилия в малом формате, отличавшегося новым курсивом, начинается печатание самых знаменитых книг Альда, называемых по его имени, — «малых альдин». Они очень понравились читающей публике и своим небольшим форматом, позволявшим носить их в кармане, и дешевизной (Лазурский 1977).  Издания Альда Мануция  — одна из наиболее ярких страниц в истории типографского искусства. Издательский дом, начало которому было положено Альдом Мануцием просуществовал с небольшими перерывами чуть более 100 лет, с 1494 по 1597 год.

В 1667 году, Уильям Лукас (Willioam Lucas) разослал потенциальным покупателям прайс-лист с доступными к продаже в его магазине семенами и растениями. Несколько лет спустя идею подхватили уже в Америке. В 1771 году Вильям Принч (William Princh) выпустил каталог фруктовых деревьев. В 1744 году Бенджамин Франклин опубликовал каталог, в который вошли более 600 книг по истории, философии, математике и других. Франклин, и именно в том каталоге ввел концепцию «satisfaction guaranteed» («качество гарантировано») и сам девиз, ставший рекламным слоганом.

С 1872 года Montgomery Ward предоставляет клиентам каталог покупок, отправляемых по почте. Монтгомери ввел такой элемент торгового маркетинга и добавил весомый мотив к решению о покупке, как «возврат товаров». Монтгомери Аарон основал бизнес по почтовым заказам с однолистным каталогом, предлагающим директ-мейлом 163 наименования семейной продукции. К 1904 году компания Montgomery Ward стала рассылать каталоги трем миллионам клиентов.

Источники

  • Лазурский (1977), «Альд и альдины», Лазурский В.В., М. Изд. «Книга», 1977.
  • Николаева (2012) «История рекламы и средств массовой информации: курс лекций», Николаева М.А., Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2012. Скачать  
  •  23.05.2020   1.67K просмотров ID: 7064