История маркетинга
1772 год Наружная реклама в Италии
К 1772 году относят мало успешные попытки издавать листки объявлений. Например, листок «Foglio di notizie del commercio», который появился в Риме в 1772 г., не выдержал и года существования (Якутина 2017 а).
Стоит отметить, что исследователи различают текстовые и «иллюстративные афиши». По-видимому, текстовой формат афиш не привлекал или со временем перестал привлекать внимание. В XIX в. первые использования иллюстрированных афиш (в малых формах и в один-два цвета) зафиксированы самими печатниками, которые применяли афиши с целью пропаганды литографических творческих работ художников-иллюстраторов. Вскоре к афишам прибегли так же театры, кабаре и цирки, которые, чтобы привлечь публику, афишами анонсировали эффектные сцены из этих развлечений (Якутина 2017 б).
К концу XiX века в Италии и в других западных странах в процессе интенсивного развития урбанизации за счет переселения больших крестьянских масс быстро увеличиваются в размерах города. Афиши занимают центральное место в городской рекламной коммуникации. Организация расклейки афиш начала развиваться в последние десятилетия XIX в. В это же время, в 1874 г. парламент одобрил налог «sopra le insegne e qualsiasi forma di avviso о indirizzi relativi all’esercizio di professioni, industrie, commerci» (Codeluppi 2013) который относился к рисункам и в любой форме оповещениям об адресе, относящимся к деятельности профессий, отраслей промышленности, торговли.
Одновременно, в городской среди стала развиваться носимая реклама, когда «людьми-сэндвичами» ходили по улицам, неся на себе, спереди и сзади, рекламные щиты.
В 1881 г. Антонио Монтор фано (Antonio Montorfano) основывает в Генуе специализированное общество управления городскими рекламными пространствами. В 1896 г. произошло его слияние с конкурирующим обществом «Valcarenghi», что дало жизнь главному предприятию размещения и рекламы «Impresa generale di affissioni e pubblicità» (IGAP), быстро ставшему самым важным на рынке и способствовавшему широкому распространению афиш.
В 1863г. литографом Росетти (Rossetti) для лирической оперы «Faust» Ш. Гуно был сделан первый цветной плакат. Современники отмечали, что изобразительный уровень плаката был скромным, по сравнению с лучшими французскими образцами плакатного искусства. Но чуть позже, благодаря заслуге, прежде всего, Джулио Рикорди (Giulio Ricordi) из Милана, а также Чаппиус (Chappius) из Болоньи, Дойен (Doyen) из Турина, Арманино (Armanino) из Генуи, автор ский плакат начал развиваться так же и в Италии.
В 1871 г. в Турине и в 1876 г. в Милане впервые запустили новое транспортное средство «Конка» (трамвай с лошадиной тягой»). Практически сразу же прохожим пришлось привыкать к чтению «путевых картин», размещаемых на их бортах и на крыше. Быстрое перемещение такой рекламы научило жителей осматривать такие плакаты более поспешно, а производителей наружной рекламы заставила внимательно отнестись к ее содержанию и учитывать мало время контакта с такой рекламой (Якутина 2017 б).
В 1889 г. Рикорди открыл большую фабрику-типографию, названную «Officine grafiche Ricordi» и учредил отдел творчества и печати плакатов и доверил его управление плакатисту, сценографу и художнику русского происхождения Адольфо Гогенштейну (Adolfo Hohenstein). Гогенштейн привлек в плакатное творчество многих талантливых художников того периода, чью работу можно сравнить со знаменитыми французскими плакатистами. Среди них можно назвать Д.-М. Маталони (Giovanni Maria Mataloni), Л. Мелковиц (Leopoldo Metlicovitz), М. Дудович (Marcello Dudovich) и других (Codeluppi 2013).