Что контролируем: процесс продаж или коммерческий результат?

Периодически приходится отвечать на вопрос: По каким критериям необходимо вести контроль работы торгового отдела: какие критерии успешности работы торгового персонала взять за основу при планировании трейд маркетинга сбытового подразделения и что достаточно контролировать руководителю отдела продаж в текущем режиме.

27.11.2010

Наверное всем руководителям от "мало - до велика" понятно, что контроль деятельности своей и своих подчиненных - один из элементов управления. Второе - также скорее всего понятно: контролировать можно выполнение результата и процесс работы. Какой же из элементов контроля важнее?
Контроль результата - отслеживание итоговых показателей в цифрах на определенную дату, а контроль процесса помогает до наступления этого срока понять: возможно ли достичь итоговых показателей и не порали предпринять некие внеплановые меры для достижения результата.

Руководитель торгового подразделения который считает позицию свое марки на рынке - незыблемой, торговые связи - безупречными, конкурентов - полными разгильдяями, а селзов (продажников) - настоящими менеджерами, самостоятельно не просто стаящими, но и корректирующими себе задачу вполне может ограничиться контролем за итоговыми показателями так изумительно построенного процесса.
Что же необходимо контролировать по итогам выстроенного процесса продаж:

  • коэффициент Выручка факт/прогноз;
  • коэффициент Дебиторка факт/прогноз;
  • коэффициент Выручка/Дебиторка;
  • коэффициент Выручка/Остаток на складе (хрестоматийно контролируемая величина для удаленных складов);

Если у Вас с "план/факт", и с описанным выше про продажников и конкурентов "все хорошо", от души "поздравляю" тех не многих, кто искренее в этом заблуждается. Для остальных, кто говоря "все хорошо" в этом себе и начальству лукавит, и для тех, кто понимает, что эта ситуация - из раздела "фантастика", хочу сказать, что ошибочным является мнение руководителей, которые считают, что их основная роль - поставить цели и задачи своим подчинённым и сроки их выполнения. При этом достаточным является к концу назначенного срока проверить выполнение результата.

Если роль руководителя торгового подразделения сводится к контролю рузультатов, то все неизбежно сведется к:

  • к беготне в конце месяца: "До конца месяца осталось 10 дней, нам срочно нужно отгрузить продукцию X на... ";
  • управление целью превраиться в психологический прессинг торгового персонала, и инфарктам (инсультам);
  • со временем все приведет к недоверию продажников к руководителю, игнорироваю распоряжений, конфликтам с руководством.

Похоже на правду, или может быть уже знакомо? Это происходит из-за того, что руководитель отдела продаж не обращает своего внимания на процесс, и его нулевую роль в возможности корректировки процесса с целью достижениятнеких планово-прогнозных маркетинговых показателей.

Почему в солидных дистрибуторских организациях и в их отделах продаж постоянно присутствует контроль не только результата, но и контроль за текущим процессом? Данные компании находятся на стадии качественного развития дистрибуции, когда компания концентрирует своё мышление на процессе, чтобы управлять(!) целью. При регулярном контроле процесса выполнения поставленных задач организация управляет заказчиками и может выстроить чёткие маркетинговые шаги, сбытовую и транспортную логистику. Почему так? При понимании до окончания расчетного срока возможности недовыполнении планов и прогнозных показателей внимание руководителя, а значит и продажников концентрируется на проблеме, и цели на период меняются, что помогает достигать намеченный результат, а не констатировать невозможность достижения ближе к концу поставленного срока.

Что же необходимо перманентно контролировать в торговом процессе:

  • выручка накопительныи итогом на дату контроля и соотнесение ее с прогнозными показателями;
  • отгрузки на текущую дату, с пониманием возможности закрытия сделок до конца расчетного периода;
  • коэффициент Выручка/остаток на складе (хрестоматийно контролируемая величина для удаленных складов);
  • количество отгруженных клинетов/общее число клиентов в базе;
  • количество новых клинтов/общее число клиентов в базе;
  • средний счет (чек, покупка) (для торговых подрязделений с регулярным сбытом - "лакмусовая бумажка" возможных проблем);
  • средний счет/среднее время отгрузки (для сбытовой логистики некий показатель возможных текущих проблем)

Пока сознательно не расписываю зачем необходимо в текущем режиме контролировать каждый из показателей, а также не привел еще ряд показателей. Хотите коментарии, или уточнения к сказанному - регистрируйтесь и добро пожаловать на форум.

  7.95K просмотров