История маркетинга
1707 год Книги Даниэля Дефо
Даниэль Дефо, лондонский торговец, английский писатель и публицист. Известен главным образом как автор романа «Робинзон Крузо». Однако, автор — плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы, его считают одним из первых сторонников романа как жанра.
Дефо был также основоположником экономической журналистики. Среди его многочисленных публикаций есть названия, посвященные анализу состояния торговли, в том числе;
- «Торговля Британии», 1707;
- «Торговля Шотландии с Францией», 1713
- «Торговля в Индию критически и спокойно рассмотрена», 1720;
- «A Plan of English Commerce» (План английской торговли) — 1728
- «The Complete English Tradesman» (Полный английский торговец)
Эти книги были очень популярны у торговцев и деловых домов того периода. Хотя такие виды деятельности теперь могут быть признаны маркетинговыми исследованиями и могут рассматриваться как виды аналитической деятельности, составляющие современную маркетинговую практику, но в то время они были известны как «коммерческие исследования» или «коммерческая разведка».
На самом деле, Дефо руководил разведслужбой Англии с 1703 по 1719 годы. В кабинетах не засиживался, и часто сам отправлялся с миссиями – путешествовал по местам, чтобы собрать информацию о отраслях, важных для его дела. Обычно Дефо использовал легенду, будто собирает материалы для новой книги.
Кстати, в продолжении романа о Робинзоне Крузо, которое недостаточно известно русскоязычному читателю, Дефо, в частности, описал его приключения в Великой Тартарии и государствах, частично расположенных на её землях, — Китайской империи и Московии, а также быт и нравы населяющих её народов.
Даниэль Дефо, гравюра Майкла Вандергухта, 1706 год.