Развитие маркетинга (школы маркетинговой мысли)



Школа истории маркетинга

Говорят, что «умный учится на чужих ошибках», но, к сожалению, люди склонны к действиям, чем к изучению и осмыслению. Молодые ученые химики повторяют ранее проведенные эксперименты, географические исследователи, как и двести лет назад, вновь пересекают океаны и поднимаются на вершины. Представители социальных наук переосмысливают, а по-сути, вновь переоткрывают социум и человека. И все эти эмпирики часто не знают или игнорируют тот факт, что много ранее все это уже было проделано, открыто, осмыслено и изложено в научной литературе.  Развитие науки, все же должно опираться на накопленные научный опыт и знания – научная мыль не должна топтаться на месте. 

Маркетинговая история длительна. Школа изучения истории маркетинга затрагивает вопросы о том, когда, какие методы и приемы, концепции и теории были введены и разработаны с течением времени, а также, как происходило и происходит их взаимодействия друг с другом. Первым писателем, предложившим историю маркетинга как научную школу, был Е.Т. Гретер (1976). Ранее, в период с 1930 по 1960 годы исторические исследования в области маркетинга касались развития дисциплины (Bartels, 1962; Converse, 1933, 1945, 1959; Hagerty, 1936; Litman, 1950; Maynard, 1941a, 1941b; Weld, 1941). Были отдельные попытки изучения истории розничной торговли и оптовой торговли (Barger, 1955; Beckman and Engle, 1937; Jones, 1936; Marburg, 1951; Nystrom, 1951).

Все же, исторические исследования в области маркетинга развиваются методологически (Brown et al., 2001; Golder, 2000; Jones, 1993; Nevett, 1991; Smith and Lux, 1993; Witkowski, 1993). Сегодня исторические исследования простираются за пределы Северной Америки, чтобы описать маркетинговую мысль и практику в других странах, и уходят в прошлое до начала 20-го века, чтобы описать идеи ранних мыслителей и техники ранних практиков от древних цивилизаций до современности. Также растет признание того, как маркетинг формировался практиками, критиками и регуляторами, в дополнение к ученым. Исследуя свое прошлое, историческое исследование, похоже, имеет растущее будущее как школа маркетинга.

Литература:

Alderson, W. (1957) Marketing Behavior and Executive Action. Homewood. IL: Richard D. Irwin.
Alderson, W. (1965) Dynamic Marketing Behavior. Homewood. IL: Richard D. Irwin.
Bagozzi, R.P. (1975) ‘Marketing as Exchange’, Journal of Marketing 39 (October): 32–9.
Bagozzi, R.P. (1978) ‘Marketing as Exchange: A Theory of Transactions in the Marketplace’, American Behavioral Scientist 21 (March/April): 535–56.
Bagozzi, R.P. (1979) ‘Toward a Formal Theory of Market Exchanges’, in O.C. Ferrell, S.
Bartels, R. (1962) The Development of Marketing Thought. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Bartels, R. (1988) The History of Marketing Thought. Columbus, OH: Publishing Horizons.
Bartels, R. and Jenkins, R. (1977) ‘Macromarketing’, Journal of Marketing 41 (October): 17–20.
Boddewyn, J. (1966) ‘A Construct for Comparative Marketing Research’, Journal of Marketing Research 3 (May):149–53.
Breyer, R.F. (1931) Commodity Marketing. New York: McGraw-Hill.
Breyer, R.F. (1934) The Marketing Institution. New York: McGraw-Hill.
Bucklin, L.P. (1970) Vertical Marketing Systems. Glenview, IL: Scott Foresman.
Cohen, J. (1972) Behavioral Science Foundations of Consumer Behavior. New York: The Free Press.
Cherington, P.T. (1920) The Elements of Marketing. New York: Macmillan.
Clark, F. (1922) Principles of Marketing. New York: Macmillan.
Converse, P.D. (1921) Marketing Methods and Policies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice- Hall.
Converse, P.D. (1945) ‘The Development of the Science of Marketing – An Exploratory Survey’, Journal of Marketing 10 (July): 14–23.
Copeland, M.T. (1924) Principles of Merchandising. Chicago, IL: A.W. Shaw.
Dichter E. (1947), ‘Psychology in marketing research’, Harvard Business Review, 25
Dixon, D.F. (1967) ‘A Social Systems Approach to Marketing’, Social Science Quarterly 48 (September): 164–73.
Duncan, C.S. (1920) Marketing – Its Problems and Methods. New York: D. Appleton & Co.
Engel, J.F., Kollat, D.T. and Blackwell, R.D. (1968) Consumer Behavior. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Hunt, S.D. and Goolsby, J. (1988) ‘The Rise and Fall of the Functional Approach to Marketing: A Paradigm Displacement Perspective’, in T. Nevett and R. A. Fullerton (eds) Historical Perspectives in Marketing: Essays in Honor of Stanley C. Hollander, pp. 35–52. Lexington, CT: Lexington Books.
Hollander, S.C. (1966) ‘Note on the Retailing Accordion’, Journal of Retailing 42 (Summer): 29–40.
Hollander, S.C. (1980) ‘Some Notes on the Difficulty of Identifying the Marketing Thought Contributions of the Early Institutionalists’, in C. Lamb and P. Dunne (eds) Theoretical Developments in Marketing, pp. 45–6. Chicago, IL: American Marketing Association.
Hollander, S.C. (1983) ‘Who and What are Important in Retailing and Marketing History: A Basis for Discussion’, in S.C. Hollander and R. Savitt (eds) First North American Workshop on Historical Jones, D.G.B. and Monieson, D.D. (1990) ‘Early Development of the Philosophy of Marketing Thought’, Journal of Marketing 54(1): 102–113.
Research in Marketing, pp. 35–40. Lansing, MI: Michigan State University.
Holloway, R.J., Mittelstaedt, R.A., and Venkatesan, M. (1971) Consumer Research: Contemporary Research in Action. Boston, MA: Houghton Mifflin Co.
Hotchkiss, G.B. (1938) Milestones of Marketing. New York: Macmillan.
Houston, F.S. and Gassenheimer, J.B. (1987) ‘Marketing and Exchange’, Journal of Marketing 51 (October): 3–18.
Howard, J.R. (1957) Marketing Management: Analysis and Decision. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Howard, J.R. and Sheth, J.N. (1969) The Theory of Buyer Behavior. New York: John Wiley.
Hunt, S.D. (1976) Marketing Theory: Conceptual Foundations of Research in Marketing. Columbus, OH: Grid.
Fisk G. (1967) Marketing Systems. New York: Harper & Row.
Gilbreth, F.B. (1911) Motion Study: A Method for Increasing the Efficiency of the Workman. New York: D. Von Nostron.
Kassarjian, H.H. and Robertson, T.S. (1968) Perspectives in Consumer Behavior. Glenview, IL: Scott, Foresman.
Katona G. (1951). Psychological Analysis of Economic Behavior. McGraw-Hill.
Kelley, E.J. and Lazer, W. (1958) Managerial Marketing: Perspectives and Viewpoints. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Kotler, P. (1967) Marketing Management: Analysis, Planning, and Control. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Kotler, P. (1972) ‘A Generic Concept of Marketing’, Journal of Marketing 36 (April): 46–54.
Kotler, P. and Levy, S.J. (1969) ‘Broadening the Concept of Marketing’, Journal of Marketing 33 (January): 10–15.
Kotler, P. and Zaltman, G. (1971) ‘Social Marketing: An Approach to Planned Social Change’, Journal of Marketing 35 (July): 3–12.
Levy, S.J. and Zaltman, G. (1975) Marketing, Society, and Conflict. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Mallen, B.E. (1967b) The Marketing Channel: A Conceptual Viewpoint. New York: John Wiley.
Maynard, H.H., Weidler, W.C. and Beckman, T.N. (1927) Principles of Marketing. New York: Ronald Press.
McCarthy, E.J. (1960) Basic Marketing: A Managerial Approach. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
McGarry, E.D. (1950) ‘Some Functions of Marketing Reconsidered’, in R. Cox and W. Alderson (eds) Theory in Marketing, pp. 263–79. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Ryan, F.W. (1935) ‘Functional Elements in Market Distribution’, Harvard Business Review 13 (October): 137–43.
Savitt, R. (1981) ‘The Theory of Interregional Trade’, in F. Balderson, J. Carman and F.M. Nicosia (eds) Regulation of Marketing and the Public Interest, pp. 229–38. New York: Pergamon Press.
Shapiro, S. and Doody, A. (1968) Readings in the History of American Marketing. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Shaw, A.W. (1912) ‘Some Problems in Market Distribution’, Quarterly Journal of Economics 26 (August): 706–65.
Shaw, A.W. (1916) An Approach to Business Problems. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Shaw, E.H. and Dixon, D.F. (1980) ‘Exchange: A Conceptualization’, in C. Lamb, Jr and P.M. Dunne (eds) Theoretical Developments in Marketing, pp. 150–3. Chicago, IL: American Marketing Association.
Sheth, J.N. (1992) ‘Acrimony in the Ivory Tower: A Retrospective on Consumer Research’, Journal of the Academy of Marketing Science 20 (Fall): 345–53.
Stern, L. (1969) Distribution Channels: Behavioral Dimensions. New York: Houghton Mifflin.
Taylor, F.W. (1903) Shop Management. New York: Harper Roe.
Taylor, F.W. (1911) Scientific Management. New York: Harper Roe.
Vanderblue, H.B. (1921) ‘The Functional Approach to the Study of Marketing’, Journal of Political Economy 23 (June): 676–83.
Weld, L.D.H. (1916) The Marketing of Farm Products. New York: Macmillan.
Weld, L.D.H. (1917) ‘Marketing Functions and Mercantile Organization’, American Economic Review (June): 306–18.
Wilkie, W. and Moore, E. (2002) ‘Marketing’s Relationship to Society’, in B.A. Weitz and R. Wensley (eds) Handbook of Marketing, pp. 1–38. London: Sage.
Wilkie, W. and Moore, E. (2003) ‘Scholarly Research in Marketing: Exploring the Four Eras of Thought Development’, Journal of Public Policy & Marketing 22 (Fall): 116–46.

  5 952 просмотра

Материалы по теме:

Учебник «Основы маркетинга»


Поделиться: