Главная RSS подписка Контакт О записках На мобильном

Маркетинг или менеджмент - что выбрать?


Тему начну с письма одного нашего будущего коллеги. Это письмо и послужило причиной написания этой записки.

Записки практекующего маркетолога Здравствуйте Павел Евгеньевич. 

Я стою перед сложным жизненным выбором. В этом году мне нужно поступать в универсисет (я из Украины) но я не могу определиться с направлением. Я выбираю между маркетингом и менеджментом. 

Не могли бы Вы более подробно (простыми, понятными словами) описать данные направления. Я хочу идти на эти направления поскольку не вижу себя обычной "офисной крысой", а хочу активно участвовать в жизни фирмы, компании и так далее... Я хочу получить должность на которой мое слово будет не пустым местом. Я хочу что-то решать, что-то придумывать. Может у Вас есть какие-то определенные тесты, анкеты и т.д. которые мне помогут определиться. Это очень важно для меня и я буду очень рад Вашему ответу. Заранее спасибо.

Спасибо за Ваш вопрос. На самом деле, вопрос - на миллион, поскольку ответ на него закладывает вектор развития, позволяет определиться в карьере и, в итоге, позволяет сделать жизнь лучше. Поскольку знаю ответ на этот вопрос, с удовольствием поделюсь с Вами этим миллионом. 

Наука и ремесло

Начнем с парадоксального, на первый взгляд: профессия менеджер - существует, а вот профессии маркетолог - нет! Маркетинг - это наука, образ мышления, подход к той рыночной деятельности, которой занимается человек и компания - так называемому менеджменту.

Менеджмент

Итак заниматься чем-то: продавать, перекладывать на столе бумажки, писать отчеты, планировать работу, прогнозировать результат, налаживать взаимоотношения, контакты с прессой, государственными структурами, магазинами, представителями оптовых компаний, рисовать рекламные макеты, размещать рекламу, придумывать тексты и заниматься веб-мастерингом (разработка сайтов) - вся эта разнообразная работа  с целью получить доход от рыночной деятельности - это менеджмент.

Людей, которые это делают называют у нас в стране менеджерами. Это не совсем правильное определение профессии, но давайте пока остановимся на этом названии. Итак творческая работа, аналитическая работа, планирование, управление людьми и процессами - это функции менеджера.

Естественно, что один человек не может выполнять всю перечисленную работу, и в компаниях работают много людей (менеджеров) . Каждый из них выполняет лишь часть работы, и итог этой работа - лишь часть общего итога работы компании. В компании всех сотрудников (менеджеров) группируют по направлениям. Традиционно (1), направлений 5 (может быть и больше и меньше): продажа, производство, логистика, реклама и продвижение, финансы. Над каждым направлением поставлен руководитель: начальник отдела, руководитель группы. Над всеми направлениями стоит еще одна группа менеджеров — менеджмент общего руководства. Они себя называют высший менеджмент или ТОП-менеджмент. Как правило, высший менеджмент образуют руководители отделов, но не всегда так. Коммерческий директор может руководить не только отделом продаж, но и всем аппаратом офиса: секретари, отдел по оформлению накладных, выписке товара и т.п.

Рыночный менеджмент

Из всех групп для нас с Вами интересна одна - реклама и продвижение. Все сотрудники этой группы призваны нести знание о товаре и о самой компании в массы — в рынок. Сотрудники занимаются разработкой самых простых и доходчивых методов организации коммуникации с клиентами, партнерами, друзьями компании, представителями власти и т.п., со всеми, кто тем или иным образом заинтересован в товаре, может повлиять на его судьбу.

Я бы не сказал, что эта группа менеджеров — самая креативная и творческая в компании. Не меньше творчества, с кажем, в работе сотрудников отдела продаж. Не меньше драйва они испытывают от результата своей деятельности.

Кто такой менеджер?

Чуть выше я обмолвился, что менеджментом у нас принято называть не совсем то, что скажем именуется этим термином на Западе. Менеджер - это руководитель, управленец.  Руководит менеджер процессом, людьми, распределением, тратой ресурсов и зарабатыванием средств.

Итак выучившись, бывший студент с дипломом "менеджера" на руках может руководить! Может выбрать для себя одно из направлений (см. (1)) и специализироваться на одном из видов менеджмента. Если менеджер хорошо выполняя работу по финансовому планированию, или руководит процессом производства - он просто хорошо выполняет свою работу и, при этом, не обязательно, что он — маркетолог. Понятно да? 

А при чем тут маркетолог? 

Дипломированный менеджер может специализироваться на одном из видов менеджмента, включая и рыночный менеджмент. То есть менеджмент связанный с рыночной деятельностью. Как только функционал такого менеджера так или иначе связан с рынком, то такого менеджера принято именовать маркетинг-менеджером или маркетологом.

Кто же такие маркетологи? 

Маркетолог – это общее и собирательное понятие, означающие и специальные знания и навыки (то есть, это означает быть специалистом), умение быть менеджером – управленцем и особое маркетинговое мышление, отношение к окружающему и эмпатию. Очень рекомендую прочесть заметку на полях о том, что же такое маркетинг

Маркетолог может заниматься продажами (быть менеджером) и применять идеи маркетинга в своей работе. Он может заниматься налаживанием производственного процесса (быть менеджером) и применять идеи маркетинга в своей работе. Он может выстраивать взаимоотношения компании, ее товаров и услуг с целевой аудиторией (при этом, он – менеджер), может заниматься разработкой новых рекламно-информационных материалов и, при этом, он также будет менеджером.

Главное, что маркетолог - это философия и отношении к рыночной деятельности, это специалист в науке маркетинга и проповедник идей маркетинга!  Без этого маркетолога не бывает.Убери отношение, философию и эмпатию и останется только менеджер - управленец процессом или специалист – умеющий делать что-то своими руками. И упаси Бог пускать такого в рынок! Пусть сидит в бухгалтерии, крутит гайки на заводе или управляет командой специалистов в офисе.

Про маркетинг и институт

Если маркетинг – это образ мышления и философия, то, по настоящему, научить в институте быть маркетологом невозможно.  Точнее, можно ознакомиться с теорией маркетинга, можно выучить постулаты маркетинга, можно ознакомиться с трудами гуру маркетинга... но и только. Для понимания сказанного приведу пример: учиться маркетингу в институте - это как учиться прыгать с  трамплина, стоя на кафельном полу бассейна! Это как учиться ездить на байке, слушая лекции или нарезая круги по школьному мотодрому! Это как подготовиться к материнству, слушая рассказы своей мамы про твое кормление, воспитание и "ночи не спала". 

Маркетингу учит только рынок! 

Маркетингу по настоящему учит только тот, что еще утром продавал этот "чертов" не продающийся товар. Тот, кто уже ум потерял в поисках ответа на вопрос, как заставить дилеров поставить на полку товар, вместо товара конкурента. Кто ночами мучается над дизайном упаковки нового товара. Профессоры с дипломами экономиста никогда не напитают Вас азартом рыночной борьбы, не зажгут в Ваших глазах огонь маркетинга, не научат вас эмпатии. Только Вы сами, только та команда и те дела, в которые Вам предстоит окунуться, способны выработать у Вас маркетинговое мышление!

Чему же учат в институтах? 

 Маркетинг-менеджменту — процессу управления маркетингом — всё тому же менеджменту, но заточенному на маркетинг, на процесс управления маркетинговыми структурами и маркетинговыми процессами. Вот для того, чтобы понять зачем нужен маркетинг и как управлять маркетингом и очееень стоит послушать лекции в институте.

Более системных знаний о ТЕОРИИ маркетинга Вы не получите нигде, и практика маркетинга без его теории - это блуждание по пустыне и поиск ответов на вопросы, ответы на которые уже давно найдены и сформулированы основоположниками маркетинга и практиками от маркетинга. Но, и это важно, стать маркетологом по духу можно только окунувшись в рынок с головой!

Маркетинговые профессии?

Более чем подробно описал знакомые мне специализации маркетинг-менеджеров вот в этой заметке. Хочется добавить, что что это в какой-то мере исчерпывающий список. Если Вы знакомы с другим менеджментом, допустим, менеджментом по организации печати визиток, то к маркетингу этот менежмент стоит столько близко, насколько философия маркетинга близка тем, кто этим процессом занимается. 

Что же выбрать: маркетинг или менеджмент?

Между двумя этими понятиями у маркетинг-менеджера выбора, по сути, нет. Ну нельзя же выбрать между оранжевым апельсином и круглым апельсином?! Вот если Вы в будущем хотите, к примеру, сконцентрироваться на производственном менеджменте (строить заводы, плотины и электростанции, управлять РАУ ЕС или Газпромом, к примеру, то специальность менеджера - для Вас. Но получав диплом маркетинг-менеджера стать управляющим одной из этих структур вполне реально. Но вот если Вас занимает идея разработки нового продукта, реализации креативных идей, управление разработкой промышленного дизайна, освоение новых коммуникаций с людьми, создание новых рынков сбыта, если Вам близки идеи маркетинга, то остановите свой выбор на маркетинговой специализации менеджера.

Ну вот это пока все. Появится вопросы, пишите на форуме маркетологов, в почту. Отвечу всегда, пусть и не всегда час-в-час с Вашим письмом. Удачи.



Полезная статья?
оцени материал статьи
Рейтинг статьи: 4.31 из 5
Голосов от: 13 чел.



Поделиться:



Назад в раздел