Маркетинг или менеджмент - что выбрать?

Тему начну с письма одного нашего будущего коллеги. Это письмо и послужило причиной написания этой записки.

Здравствуйте Павел Евгеньевич. 

Я стою перед сложным жизненным выбором. В этом году мне нужно поступать в универсисет (я из Украины) но я не могу определиться с направлением. Я выбираю между маркетингом и менеджментом. 

Не могли бы Вы более подробно (простыми, понятными словами) описать данные направления. Я хочу идти на эти направления поскольку не вижу себя обычной "офисной крысой", а хочу активно участвовать в жизни фирмы, компании и так далее... Я хочу получить должность на которой мое слово будет не пустым местом. Я хочу что-то решать, что-то придумывать. Может у Вас есть какие-то определенные тесты, анкеты и т.д. которые мне помогут определиться. Это очень важно для меня и я буду очень рад Вашему ответу. Заранее спасибо.

Спасибо за Ваш вопрос. На самом деле, вопрос - на миллион, поскольку ответ на него закладывает вектор развития, позволяет определиться в карьере и, в итоге, позволяет сделать жизнь лучше. Поскольку знаю ответ на этот вопрос, с удовольствием поделюсь с Вами этим миллионом. 

Маркетинг: наука и ремесло

Начнем с парадоксального, на первый взгляд: профессия менеджер – существует, а вот профессии маркетолог - нет! Маркетинг – это образ мышления, подход к рыночной деятельности, которой занимается человек и компания. 

Маркетинговым мышлением должны обладать представители довольно широкого спектра профессий. Любой, кто что-либо делает ради покупателя, с целью делать его жизнь лучше, упростить покупателю выбор товаров, помогает покупателю получить удовлетворение о услуг и товаров, которые предлагает компания, должен обладать этим особым  мышлением. Думать, как маркетолог, обязательно должны: 

  • хорошие продавцы;
  • те, кто занимается рекламированием товаров и услуг;
  • те, кто проектирует, планирует, и создает нужные рынку товары и услуги;
  • те, кто к этим товарам и услугам, с целью помощи покупателям, придумывают, планирует и проводят акции в местах продаж;
  • те, кто создает визуальные, видео и аудио коммуникации (плакаты, ролики, баннеры);
  • те, кто оформляет точки продаж и выкладывает товары на полках;
  • те, кто управляют всеми перечисленными выше процессами (менеджер);
  • и проч.
Все эти и многие другие профессии требуют особого мышления, особого отношения ко всему, чем люди этих профессий занимаются. Обычно, не вдаваясь в детали, таких профессионалов называют маркетолог (маркетёр). Таким образом, чем бы не занимался специалист На самом деле, профессий у тех, кто занимается маркетингом огромное количество. Объединяет всех одно – работа на рынке и для рынка, работа в компании, но и для покупателя.

Кто такой специалист?

Итак заниматься чем-то: продавать, перекладывать на столе бумажки, писать отчеты, планировать работу, прогнозировать результат, налаживать взаимоотношения, контакты с прессой, государственными структурами, магазинами, представителями оптовых компаний, рисовать рекламные макеты, размещать рекламу, придумывать тексты и заниматься веб-мастерингом (разработка сайтов) – вся эта разнообразная работа  – это специальная работа или работа специалиста.

Естественно, что один человек не может выполнять всю перечисленную работу, и в компаниях работают много людей (менеджеров) . Каждый из них выполняет лишь часть работы, и итог этой работа - лишь часть общего итога работы компании. 

Специализация специалиста

В компании всех сотрудников группируют по направлениям. Традиционно направлений пять (может быть и больше и меньше): 

  • продажа, 
  • производство, 
  • логистика, 
  • маркетинг, 
  • финансы. 
В каждом из этих направлений есть свои профессии, требующие своих специальных знаний и умений. В каждом из этих направлений свои узкие специалисты. Допустим, обладая маркетинговым мышлением, продавец может быть специалистом (обладать специальными знаниями) в розничных продажах, а может специализироваться на продажа госкорпорациям по госконтрактам. Эти две специализации требуют совершенно разных знаний и опыта.

Другие маркетингово-ориентированные специалисты, занимаясь продвижением товаров (промоушеном) могут специализироваться: один – на популяризации товаров через розничные точки продаж, другой – через продажи оптом, с использованием опыта и системы распределения других, дистрибьюторских, компаний. Опут первого специалиста не применим в работе второго. 

Над каждым направлением поставлен руководитель-менеджер: начальник отдела, руководитель группы. Над всеми направлениями стоит еще одна группа менеджеров — менеджмент общего руководства. Они себя называют высший менеджмент или ТОП-менеджмент. Это особые специалисты – специалисты в управлении.

Кто такой маркетинговый специалист?

Маркетолог – это общее и собирательное понятие, означающие и специальные знания и навыки в области той или ной специализации маркетинга. Очень рекомендую прочесть заметку на полях о том, что же такое маркетинг

Маркетолог может:

  • Заниматься продажами и применять идеи маркетинга в своей работе. 
  • Он может выстраивать взаимоотношения компании, ее товаров и услуг с целевой аудиторией; 
  • Может заниматься разработкой новых рекламно-информационных материалов;
  • Он может заниматься разработкой новых товаров.

Главное, что маркетолог – это философия и отношении к рыночной деятельности, это специалист в науке маркетинга и проповедник идей маркетинга!  Без этого маркетолога не бывает. Убери отношение, философию и эмпатию и останется только специалист и хороший человек, только упаси Бог пускать такого в рынок! Пусть сидит в бухгалтерии, крутит гайки на заводе или управляет командой специалистов в офисе.

Кто такой менеджер?

Менеджер – это специалист в управлении. Это не специалист в маркетинге, в разработке креаливных макетов илив специфике полиграфической печати. Менеджер – это:

  • управление творчеством других;
  • гнерация смыслов  (зачем нужно то или иное) и управление другими людьми-генераторами смыслов;
  • аналитическая работа; 
  • выработка стратегии и планирование;
  • управление людьми и процессами…
Менеджер – это руководитель, управленец.  Руководит менеджер: процессами, людьми, распределением, тратой ресурсов и зарабатыванием средств.

Рыночный (маркетинговый) менеджмент

Из всех групп в разделе "Специализация (выше) для нас с Вами интересна одна – маркетинг: реклама и продвижение. Все сотрудники этой группы призваны нести знание о товаре и о самой компании в массы — в рынок. Сотрудники занимаются разработкой самых нужных для рынка товаров и услуг, выработкой простых и доходчивых методов коммуникации с клиентами, партнерами, друзьями компании, представителями власти и т.п., со всеми, кто тем или иным образом заинтересован в товаре, может повлиять на его судьбу.

Я бы не сказал, что эта группа менеджеров — самая креативная и творческая в компании. Не меньше творчества, с кажем, в работе сотрудников отдела продаж или у разработчиков новых продуктов на производстве. Не меньше драйва они испытывают от результата своей деятельности, но я остановлюсь на работе, связанной с рынком – удовлетворением потребностей людей, которые за это удовлетворение готовы заплатить.

Менеджер без маркетинга

Итак, выучившись, студент с дипломом "менеджера" на руках может руководить! Может выбрать для себя одно из направлений и специализироваться на одном из видов менеджмента. Если менеджер, хорошо выполняя работу по финансовому планированию, руководит процессом производства или развития промышленного предприятия – он просто хорошо выполняет свою работу и он — не маркетолог. Менеджеры без маркетингового образования прекрасно руководят процессами, происходящими внутри компании, они замечательно отрабатывают менеджмент  коммуникации с поставщиками и контрагентами, вот только к покупателям, клиентам, рыночным посредникам допускать менеджера без маркетингового образования и маркетингового мышления не стоит. Понятно да? 

Про маркетинг и институт

Если маркетинг – это образ мышления и философия, то, по настоящему, научить в институте быть маркетологом невозможно.  Точнее, можно ознакомиться с теорией маркетинга, можно выучить постулаты маркетинга, можно ознакомиться с трудами гуру маркетинга... но и только. Для понимания сказанного приведу пример: учиться маркетингу в институте - это как учиться прыгать с  трамплина, стоя на кафельном полу бассейна! Это как учиться ездить на байке, слушая лекции или нарезая круги по школьному мотодрому! Это как подготовиться к материнству, слушая рассказы своей мамы про твое кормление, воспитание и "ночи не спала". 

Маркетингу учит только рынок! 

Маркетингу по настоящему учит только тот, что еще утром продавал этот "чертов" не продающийся товар. Тот, кто уже ум потерял в поисках ответа на вопрос, как заставить дилеров поставить на полку товар, вместо товара конкурента. Кто ночами мучается над дизайном упаковки нового товара. Профессоры с дипломами экономиста никогда не напитают Вас азартом рыночной борьбы, не зажгут в Ваших глазах огонь маркетинга, не научат вас эмпатии. Только Вы сами, только та команда и те дела, в которые Вам предстоит окунуться, способны выработать у Вас маркетинговое мышление!


Чему же учат в институтах?

Маркетинг-менеджменту — процессу управления маркетингом — всё тому же менеджменту, но заточенному на маркетинг, на процесс управления маркетинговыми структурами и маркетинговыми процессами. Вот для того, чтобы понять зачем нужен маркетинг и как управлять маркетингом и очееень стоит послушать лекции в институте.

Более системных знаний о ТЕОРИИ маркетинга Вы не получите нигде, и практика маркетинга без его теории - это блуждание по пустыне и поиск ответов на вопросы, ответы на которые уже давно найдены и сформулированы основоположниками маркетинга и практиками от маркетинга. Но, и это важно, стать маркетологом по духу можно только окунувшись в рынок с головой!

Маркетинговые профессии?

Более чем подробно описал знакомые мне специализации маркетинг-менеджеров вот в этой заметке. Хочется добавить, что что это в какой-то мере исчерпывающий список. Если Вы знакомы с другим менеджментом, допустим, менеджментом по организации печати визиток, то к маркетингу этот менежмент стоит столько близко, насколько философия маркетинга близка тем, кто этим процессом занимается. 

Что же выбрать: маркетинг или менеджмент?

По сути верно сформулированный выбор стоит:

  • между маркетинг-менеджментом и 
  • менеджментом, не связанным с маркетингом.
Если в будущем вы хотите, к примеру, сконцентрироваться на производственном менеджменте (строить заводы, плотины и электростанции, управлять РАУ ЕС или Газпромом, к примеру, то специальность менеджера – для вас.

Если вы хотите заниматься финансовым менеджментом – ваша дорога к профессии лежит через ВУЗы с кафедрам управления финансами.

Получав диплом маркетинг-менеджера стать управляющим в ГАЗПРОМе вполне реально, хотя управленцев-экономистов или управленцев-юристов там жалуют больше.

Если хотите стать управленцев в области маркетинга, то факультеты менеджмента ВУЗов с сильной кафедрой маркетинга – это для вас. Если вас занимают преспективы: разработки нового продукта, реализации креативных идей, управление разработкой промышленного дизайна, освоение новых коммуникаций с людьми, создание новых рынков сбыта – если вам близки идеи маркетинга, то помимо специальности менеджмента вам придется освоим одну из длинного списка маркетинговых профессий. Маркетинговый факультет – все это даст, но это будет только начало. Дальше предстоит выбрать и освоить одну из маркетинговых профессий и придется стать специалистом в одном из направлений маркетинга, а позднее, и получить углубленные специальные знания – придется стать специалистом и начать стоить карьеру.

Ну вот это пока все. Появится вопросы, пишите на форуме маркетологов, в почту. Отвечу всегда, пусть и не всегда час-в-час с вашим письмом. Удачи.

Количество показов: 45156
  Ключевые слова: маркетинг, менеджмент, выбор

Поделиться: