Главная RSS подписка Контакт О записках На мобильном

Энциклопедическая история маркетинга


VII век. В 1690 году в Токио основатель знаменитого торгового дома и рода Мицуи Такатоси Сокубэй и открыл первый универсальный магазин. Об этом пишет Питер Дукер, который считал родиной маркетинга Японию. В этом магазине г. Мицуи проводил торговую политику, о которой можно прочесть в другой заметке: "История торгового маркетинга".

XIX век (середина). Сайрус Маккормик [Cyrus Hall McCormick] (больше известен как конструктор первого комбайна и владелец предприятия по производству жаток), первым, указал на то, что маркетинг должен стать центральной функцией компании, а специальной задачей менеджера по маркетингу должна стать задача по созданию круга потребителей. Он создал такие направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, принципы ценовой политики и сервисного обслуживания. 

XX век в истории маркетинга.

1901 год. В США опубликован "Отчет Промышленной комиссии по продажам сельскохозяйственной продукции" (Government Printing Office (1901), Report of the Industrial Commission on the Distribution of Farm Products, (VI). Washington, DC: Government Printing Office.), в котором был впервые проведен анализ рынка и который по праву можно считать первым маркетинговым исследованием.  

1902 год. В университетах США. (Эдвард Джонс [Eoward Jones] - Мичиганский университет, Саймон Литман [Simon Litman] - Университет Беркли в Калифорнии, Джордж М. Фиск [George М. Fisk] - Университет Иллинойса.) были впервые прочитаны краткие курсы по пока еще не существующей специальности маркетинга. 

1902 год. «Теория и практика рекламы» – является первой опубликованой работа, посвященной рекламе. Ее автор У.Скотт.

1908 год.  В США создаются первые коммерческие компании, формируются первые отделы маркетинга.

1909 год. Начало выпуска первого массового автомобиля - «Форд-Т», который стал предтечей первого этапа развития маркетинга - товарного маркетинга.

1910 год. Ральф Батлер [Ralph Butler]  в Висконсинском университете читает первый постоянный курс «Методы маркетинга»

1917 год.  Ральф Батлер [Ralph Butler] впервые сформулировал и предложил общественности концепцию маркетинга.

1910 - 1915 годы можно считать периодом формулирования функций маркетинга в работах по научному менеджменту (Frederick Taylor, Gilbreth, Arch Shaw\'s). 

1921 год. Опубликована монография «Принципы маркетинга» [Principles of Marketing]. В в заголовке работы впервые использовался термин «маркетинг».

1926 год. Создана "Национальная ассоциация маркетинга и рекламы" (США). 

1931 год ознаменован появлением концепции "brand-менеджмента". Нейл МакЭлрой (Neil MacElroy) – руководитель департамента по продвижению товаров в компании Procter&Gamble - организовал маркетинговый департамент по принципу раздельного управления каждой маркой. 

1934 год. Издан первый журнал о маркетинге "American Marketing Journal", 

1935 год. Издается еще один журнал о маркетинге "National Marketing Review", 

1936 год. Еще один журнал о маркетинге "Journal of Marketing" (журнал AMA). 

1940 год. Первое систематизирование изложение маркетингового подхода к управлению предприятием: "(Marketing". Alexander, Surface, Elder and Alderson). 

В 40-х годах в странах Западной Европы и Японии стали появляться ассоциации и организации маркетинга, международные организации: "Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения" (European Society on Public Opinion and Marketing Research - ЭСОМАР) (1948), Европейская академия маркетинга , Международная Федерация маркетинга (IMF).

1950 год. Вышла в свет одна из первых теоретических работ в области маркетинга: Кокс и Алдерсон «Теория маркетинга» (R.Cox and Wroe Alderson. «Theory in Marketing»). 

1953  год.  В президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации Нилом Орденом впервые предложен термин комплекс маркетинга ("маркетинг-микс"). Борден использовал работы Джеймса Каллитона, в которых маркетолог был описан как человек, координирующий процессы и комбинирующий в работе различные элементы.

1957 год. Публикуются работа о маркетинге «Marketing Behavior and Executive Action». Автор W. Alderson. 

1960 год. Роберт Кейт (Robert Keith) говоря о «маркетинговой концепции» пишет об ориентации на покупателя и провозглашает маркетинговую эру. 

1960 год. Маккарти сформулировал классификацию, названную «» и объединяю­щую четыре элемента (product, place, price, promotion).

1965 год. Нэйл Борден окончательно сформулировал концепцию «marketing-mix», который, как он считал, маркетологи смогут использовать для влияния на решения о покупках, принимаемые потребителями (N. Borden, «The concept of the marketing mix»). 

1968 год. Публикация первой книги, посвященной поведению потребителей: «Поведение потребителей» [Engel, Blackwell and P.Miniard «Consumer Behavior»]. 

1969 год. Еще одна книга о потребителях: «Теория покупательского поведения» (Howard and Sheth. «Theory of Buyer Behavior»). 

1973 год. "Национальная ассоциация маркетинга и рекламы" переименована в "Американская маркетинговая ассоциация" (Аmerican Мarketing Аssociation), которая сегодня объединяет около 23 тысяч преподавателей, научных работников и представителей делового мира. 

1975 год. Ф.Котлер публикует первую работу в области некоммерческого маркетинга [Ph. Kotler. «Marketing for Non-Profit Organizations»], в которой говорит о маркетинге в социальной сфере. МАРКЕТИНГ Факты и события в истории маркетинга

1990 год. Издана книга «Великий поворот маркетинга» [Stan Rapp & Tom Collins. «The great Marketing Turnaround»]. Авторы этой книги Стен Рапп и Том Коллинз сформулировали  понятие «Маркетинг прямых заказов» и понятие «Маркетинг отношений». 

А что же с вехами маркетинга в России?

1974 год. Выход первого на русском языке систематизированного сборника статей под названием «Маркетинг».  

1976 год. При Торгово-промышленной палате СССР создана «секция по вопросам маркетинга».

1980 год. В ряде ВУЗов Москвы (МГИМО, МИНХ им. Плеханова, ВАВТ, МИУ им. Орджоникидзе, МГУ )  введен курс маркетинга. 

1990 год. Президиумом ВС РСФСР приятно постановление «Об организации института системных исследований и маркетинга при СМ РСФСР».

1990 год. В Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова была создана первая независимая кафедра маркетинга.

1992 год. В России начато издание журнала «Маркетинг», 

1993 год. Создана Российская Ассоциация Рекламных Агентств (сейчас – АКАР). 

1995 год. Создана Российская ассоциация маркетинга (РАМ). Сегодня ассоциация объединяет 124 организации из 36 регионов России.




Полезная статья?
оцени материал статьи
Рейтинг статьи: 5 из 5
Голосов от: 4 чел.



Поделиться:



Назад в раздел