Расчет срока и величины товарного кредита

Очень часто для оценки финансового состояния своего контрагента компания применяет методы анализа финансового состояния предполагаемых дебиторов. Расскажу о порядке расчета срока и величины товарного кредита для контрагента.

29.04.2012

Что заставляет компанию предоставлять товарные кредиты своим партнерам-контрагентам? Конкуренция заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям продажи с отсрочкой платежа. И если целью отсрочки платежа на поставляемый товар, услугу является увеличение объемов реализации, то обратная сторона этой "медали"- рост  объемов сомнительных долгов. Следовательно, необходимо реально оценить все преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выработать наиболее гибкую политику в этом вопросе. 

Методика анализа финансового состояния компании

Очень часто для оценки финансового состояния своего контрагента компания применяет формальные и неформальные методы.
 
К формальным методам можно отнести:

  • получение всего пакета учредительных документов;
  • получение текущих финансово-хозяйственный отчетов о деятельности компании;
  • проверку полномочий лиц, подписывающих кредитные договоры, совершающих данную сделку;
  • анализ бухгалтерской отчетности будущего кредитного партнера (на основании данной отчетности можно рассчитать определенные
    коэффициенты: платежеспособности, ликвидности, оборачиваемости и т.д.).

Также совместно с маркетологом и специалистом департамента продаж, финансовый специалист, производящий оценку состояния контрагента, может учесть и общие процессы и тенденции, наблюдающиеся именно в той области, где работает компания для которой рассматривается возможность предоставления товарного кредита. Если есть такая возможность и история взаимоотношений с компанией, необходимо провести анализ уже имеющегося опыта работы с ним (динамику его развития, историю платежей, продаж, отсутствие просрочек по ранее предоставленным товарным кредитам и т.д.).

На основании всех этих данных для лица, принимающего решение о товарном кредите, готовится аналитическая справка, характеризующая финансовое состояние потенциального заемщика. Однако, не стоит столь уж много надежд возлагать на данные текущего бухгалтерского учета контрагента. За частую они не позволяют должным образом оценить надежность компании, а поэтому можно рекомендовать обязательное применение методов неформальной оценки финансового состояния.
 
К неформальным методам относят получение информации о контрагенте из других источников (его поставщики, партнеры, покупатели и т.д.), необходимо провести оценку активов (в том числе относящихся не только к самому контрагенту, но и к аффилированным с ним лицам) и т.д. Очень часто подобная функция «неформальной оценки контрагента» возлагается на службу безопасности компании. И вот только после такого комплексного и всестороннего анализа можно принять решение согласно ABC-анализа об отнесении данного клиента к группе надежных, средне-надежных и ненадежных контрагентов. С целью принятия последующего решения  о целесообразности его товарного кредитования.

Порядок расчета срока и величины товарного кредита

Каков же порядок  расчета срока и величины товарного кредита? Точность и правильность расчета срока и величины максимально допустимой  дебиторской задолженности прямо влияют на экономическую безопасность компании, и к этим расчетам необходимо подойти со всей серьезностью и тщательностью. 

Для начала рассчитаем оптимальный срок погашения дебиторской задолженности с помощью ряда коэффициентов:
 1)  фактического срока оборачиваемости дебиторской задолженности (коэффициент оборачиваемости):

Оф = В / ДЗ,

где:
Оф — фактическая оборачиваемость дебиторской задолженности компании; 
В — валовая выручка за определенный период (например, квартал), руб.; 
ДЗ — средняя величина дебиторской задолженности за определенный период (квартал), руб.;

2) периода погашения дебиторской задолженности:

Пдз = Т / Оф,

где:
Пдз — период погашения дебиторской задолженности, дни; 
Т — длительность анализируемого периода (квартал), дни;

 3) срока оборачиваемости, необходимого для планового прироста выручки:

Оп = В / Пдз,

где:
Оп - оборачиваемость для требуемого прироста, дни;
 
4) срока оборота, необходимого для достижения требуемого прироста:

Сп = Т / Оп,

где:
Сп — срок оборота прироста выручки, дни;
Т — длительность анализируемого периода (квартал), дни; 

5) оптимального срока оборачиваемости, необходимого для достижения требуемого прироста выручки:

Сдз = Пдз – Сп.

Можно использовать и более простую формулу расчета оптимального срока предоставления отсрочки платежа: средняя оборачиваемость дебиторской задолженность (рассчитанная по вышеприведенной формуле) не должна быть выше среднего срока оборачиваемости кредиторской задолженности, иначе перед компанией возникнет проблема нехватки оборотных средств.
 
6) Также можно рассчитать и предельный размер дебиторской задолженности по следующей формуле:

Вдз = Орк х К1 х (Дк + Дпк),

где:
Вдз — предельный размер дебиторской задолженности, руб.; 
Орк — планируемый объем реализации в кредит, руб.; 
К1 — коэффициент маржинального дохода, раз; 
Дк — среднее количество дней отсрочки, дни; 
Дпк — среднее количество дней просрочки, дни
После того как определены все эти параметры, оптимальные для компании в целом, можно уже производить расчет величины и длительности кредитных ресурсов в разрезе каждой группы клиентов.
 

Затраты компании по обслуживанию дебиторской задолженности

 Финансисту необходимо помнить и о том, что в случае, когда компания предоставляет своим покупателям возможность оплаты полученных товаров, работ и услуг в рассрочку (коммерческие кредиты), она несет некоторые дополнительные затраты. Эти затраты можно разделить на три группы:

  • расходы на финансирование; 
  • расходы на управление; 
  •  расходы, возникающие при несвоевременной оплате счетов дебиторов
Расходы на финансирование возникают потому, что в случае предоставления клиентам коммерческих кредитов, компания финансирует данные кредиты или за счет собственных средств, которые могли бы быть реинвестированы в товары или производство, или за счет привлеченных (заемных) средств.
 
Расходы на управление складываются из затрат на содержание дополнительного персонала, который занимается ведением клиентских счетов, необходимостью приобретения
дополнительной оргтехники, программного обеспечения и т.д.
 
Расходы, возникающие при несвоевременной оплате счетов, состоят и из накладных расходов (заказные письма покупателям, просрочившим платеж; расходы на телефонные переговоры и т.д.), финансовых потерь при продаже дебиторской задолженности третьему лицу и из расходов, непосредственно связанных с возможным судебным делом: оплата услуг
адвокатов и юристов, судебные пошлины.
 

Методика анализа дебиторской задолженности

 Для того чтобы правильно оценивать все тенденции, касающиеся дебиторской задолженности, каждый финансовый менеджер должен уметь анализировать систему показателей, связанную с дебиторской задолженностью. Прежде всего это величина срока оборачиваемости дебиторской задолженности (В/Дз). Если этот коэффициент снизился по сравнению с прошлым периодом, то значит, компания сократила объем продаж в кредит. Также следует внимательно следить за периодом погашения дебиторской задолженности. Ведь чем продолжительней период погашения дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения.

Кроме приведенных показателей следует рассчитать:

7) долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств по следующей формуле:

Ув = (ДЗ/СО) х 100,

где:
ДЗ — средняя величина дебиторской задолженности за период, руб.;
СО — средняя величина оборотных средств, руб.  

 
Чем ниже этот показатель, тем мобильнее структура имущества компании и тем выше финансовая устойчивость;

8). величину сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности:

Ув.сдз = (СЗ/ДЗ) х 100,

где СЗ — средняя величина сомнительной дебиторской задолженности, руб. 

Данный показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности, а его рост свидетельствует о снижении ликвидности компании, о повышении рисков.
Одной из составляющих финансового анализа дебиторской задолженности является оценка ее реального состояния. При проведении такой оценки рассматривается не только сумма
дебиторской задолженности, но и дата ее возникновения: выделяется текущая (непросроченная дебиторская задолженность), просроченная (сомнительная) и безнадежная дебиторская задолженность. Далее на основе анализа составляется реестр счетов дебиторов, в котором выделяются все три группы дебиторов и принимаются какие-либо решения по каждой
группе: активное напоминание дебитору о необходимости немедленной оплаты, списание безнадежного долга и т.п.

Частота составления аналитических отчетов такого рода зависит от продолжительности цикла прохождения денежных средств (средний срок отсрочки платежа). Если все отсрочки предоставляются на достаточно большое количество дней, например 60 и более, то данный отчет целесообразно составлять не чаще одного раза в квартал. Хотя тут
нужно помнить, что можно упустить время для принятия каких-то оперативных решений.

    Исследования, проведенные во многих странах, выявили очень интересную тенденцию: чем больше период, в течение которого покупатель обязуется погасить свою задолженность, тем больше вероятность возникновения безнадежного долга. Эти вероятности, полученные для каждого предприятия экспертным путем, можно использовать в расчете реальной
стоимости дебиторской задолженности.
  50.99K просмотров

О торговом маркетинге