Региональное деление России

Целью регионального деления России, выделение в структуре отдела продаж территориальных девизионов является необходимость обеспечения управляемого стабильного сбыта, необходимость выстроить маркетинговый канал, опираясь на крупных торговцев аналогичным товаром в регионах.

09.02.2012

Целью регионального деления России, является выделение в структуре отдела продаж территориальных дивизионов. Дивизионная схема управления отделом продаж, позволит обеспечить правильное управление сбытовым каналом, сделает возможным управляемый маркетинг, прогнозируемый сбыт и продуманную эффективную производственную программу.

Ниже предложенное, сформулировано в соответствии со спецификой продаж ТНП (для иных групп товаров региональная девизионная структура может быть иной), все ниже сказанное будет базироваться именно на таком сегментировании России.

	

Принципы, по которым происходило деление следующие:

  • Территориальная (географическая) удаленность от границ, столицы и т.п.
  • Сложившиеся товарные и финансовые потоки.
  • Схожесть близ расположенных регионов по макро экономическим показателям (инфраструктура, экономика, соотношение городского/сельского населения и т.п.).
  • Доступность «вытянутой руки» (Транспортное сообщение вокруг региональных центров)
  • И т.п.

1. Центр Европейской части

(Центр, близость к столице)

  • г. Москва,
  • Московская обл,
  • Тверская,
  • Ивановская,
  • Владимирская,
  • Рязанская,
  • Калужская,
  • Тульская
  • Брянская,
  • Орловская,
  • Курская,
  • Белгородская,
  • Липецкая,
  • Тамбовская,
  • Пензенская,
  • Воронежская области
  • Городское население около 60% (без Москвы).

    В качестве «столицы» региона, естественно, выступает Москва. Снабжение всех областных центров осуществляется непосредственно из Москвы, отчасти, за исключением северных областей региона. Последние могут снабжаться товаром Питера. При жестком отслеживании товарооборота региона, возможны проблемы перекрестных товаро-потоков.

    2. Север

    • г. С.-Петербург
    • Ленинградская обл,
    • Псковская,
    • Новгородская,
    • Ярославская,
    • Костромская,
    • Петрозаводская,
    • Архангельская,
    • Мурманская,
    • Калининградская обл.
    • Респ. Коми.

    Городское население свыше 60%. (без С.-П.)
    Не смотря на большую численность населения, С.-Петербург является традиционно достаточно проблемным городом для торговли. Подобная «специфика» характерна для всей группы ТНП.
    Традиционные товаро-потоки: Москва – Псков – Питер,  Москва-Мурманск, Москва – Архангельск, Котлас, Воркута. Слабые звенья: Калининград, Вологда, первый - в силу отдаленности, границ. Второй – мало перспективный.

    3. Волга

    • Кировская,
    • Нижегородская обл.,
    • Татарстан,
    • Удмуртия
    • Респ. Марий-Эл,
    • Чувашия,
    • Мордовия,
    • Пензенская ,
    • Ульяновская,
    • Самарская,
    • Саратовская,
    • Волгоградская,
    • Астраханская области,
    • Калмыкия.

    Городское население свыше 60%.

    Достаточно интересный регион, в силу расположения. Легкий способ проникновения на рынок региона – региональные тематические выставки.
    Стратегия удержания товарооборота – надежное «закрепление» в Казани, Самаре, через нее, в большей мере, чем при прямых поставках из Москвы, - Саратове, Волгограде, без условно – в Н.-Новгороде. Остальные регионы снабжаются, в основном, из этих городов. Хорошие магазинные продажи обеспечиваются при хорошей рекламной компании, особое внимание необходимо уделить facing товара.

    4. Юг

    (Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)

    • Ростовская обл.,
    • Краснодарский,
    • Ставропольский края,
    • Чечня,
    • Кабордино-Балкария.
    • Сев.Осетия - Алания
    • Дагестан

    Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
    Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.

    5. Урал

    (Регион  «миллионников»)

    • Пермская обл.,
    • Удмуртия,
    • Оренбургская обл.,
    • Челябинская обл.,
    • Башкортостан,
    • Свердловская обл. 

    Городское население свыше 70%

    Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
    Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
    Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема : «один клиент – один город».

    6. Сибирь

    •  Тюменская,
    • Омская,
    • Новосибирская,
    • Томская,
    • Кемеровская обл.,
    • Горный Алтай,
    • Алтай

    Городское население около  60%.

    В силу протяженности региона и отсутствии постоянных товаро-потоков, у региона нет единого центра.
    Постоянные товаро-потоки: Москва - Тюмень - Омск, Ханты-Мансийск - Салехард, Москва - Новосибирск-Кемерово, Томск, Горно-Алтайск. Пожалуй, не стоит ожидать большого валового товарооборота в регионе. Государственные инвестиции в регион не значительны. Большинство бюджето-образующих  отраслей прямо, или косвенно, ориентированы на добычу и транспортировку газа и нефти. Отсюда, реинвестирование прибыли на добычу,  и отнюдь не на социальную сферу

     7. Восток

    • Красноярский край,
    • Иркутская обл.,
    • Читинская обл.,
    • Бурятия

    Городское население свыше 60%.

    Большая территория региона -  не показатель большой деловой активности, а общая численность в 17 милл. человек – скорее характеризует его, как не густонаселенный. Нет единого делового центра, деловая активность размыта по нескольким крупным городам. Наиболее перспективным, в качестве опорного центра, является Красноярск, с оговоркой.

    8. Приморье

    •  Якутия,
    • Приморье,
    • Хабаровский край,
    • Амурская обл.,
    • Камчатка,
    • Магаданская обл.,
    • о. Сахалин

    Городское население около 80%.

    Удаленность от столицы, низкая численность населения (см. цифры численности) и близость Китая, не способствуют большому валовому товарообороту. Хорошо продается группа товара не специфичная для производства в Китае, или та, аналоги которой, производимые в Китае, не выдерживает конкуренции цена/качество. Необходимо отметить, что при определении ценовой политики необходимо учитывать, что стоимость транспортировки из западных районов значительна, и может поднять стоимость товара до 30%, а срок поставки достигать 10-15 дней.

     На начальном этапе регионального развития, или в силу специфики рынка некоторые девизионы стоит объединить. Например: Урал и Сибирь, Восток и Приморье.

      18.57K просмотров

    О торговом маркетинге