Стратегия на основе Сбалансированной системы показателей

Характерный признак многих быстроразвивающихся компаний – отсутствие стратегии, сформулированной в явном виде. Между тем компаниям необходима формализованная и действительно «работающая» стратегия. На сегодняшний день Сбалансированная Система Показателей является, по мнению многих специалистов, самой эффективной системой управления, позволяющей увязать стратегию компании с ее повседневными функциями.

10.04.2010

Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак,
иметь точный план на некоторый, хоть
сколько-нибудь приличный срок..
Булгаков Мастер и Маргарита

Формалировать стратегию

Я уже отмечал, что зачастую стратегия развития компании рождается, существует и умирает в головах владельцев и генеральных директоров компании. Если же мне удавалось видеть документ именуемый "маркетинговая стартегия", или "стратегия развития", то, по большому счету, это набор более-менее связных постулатов програмно-повествовательного характера. В таком случае, очень что такая есть и она в какой-то мере доведена до сотрудников. Стратегия есть, быть может она работает, но вот кто в компании проникся ее идеями и как написанное коррелирует с постоянно ситуационно меняющимися планами.

Формализация стратегии позволит:

  • скорректировать видения векторов развития между владельцем и его наемным генеральным директором;
  • согласовать и утвердить безболезненно инвестиционные программы;
  • такого рода программа является основой для описания бизнес-процессов в компании;
  • появляется возможность для окончательно определения и закрепления полномочий и ответственности на всех уровнях управления компанией;
  • невыполнение программы может быть проанализировано и могут быть предприняты шаги для устранения негативных причин;
  • компания становится привлекательной для инвесторов и партнеров, за счет понимания целей, задач и способов их достижения;

На сегодняшний день Сбалансированная Система Показателей является, по мнению многих специалистов, самой эффективной системой управления, позволяющей увязать стратегию компании с ее повседневными функциями.

 

Созданная в начале 90-х годов ХХ века Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, система Система Сбалансированных Показателей (ССП) представляет на сегодняшний день передовую грань управления, все больше сближая понятия «наука управлять» и «искусство управлять».

Что за показатели?

ССП переводит миссию и общую стратегию компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансов, маркетинга (деятельности на рынке), внутренних бизнес- процессов, обучения и роста.

А почему так? Все просто, именно эти 4 колеса в виде структурных подразделений и "катят" любую компанию к джостижению целей. С помощью данных проекций менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы:

  • Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам? (проекция финансов);
  • Какой компания представляется своим покупателям? (проекция маркетинга);
  • Какие бизнес - процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться? (проекция внутренних бизнес - процессов);
  • Как развивается компания, может ли она повышать эффективность и каковы компенсаторы ее слабых мест? (проекция обучения и роста)

Почему "сбалансированная"

Басню про лебедя, рака и щуку знаете? А другую басню про то как поссорились маркетинг и финансы и продажи с бухгалтерией, слышали?

конечно же, компания - живой и цельный организм, и от того как совокупно работают ее состовные части во многом зависит ее здоровье и устех.,

Критерии оценки всех четырех проекций системы показателей связаны между собой. В основе цепочки взаимодействия лежит причинно - следственная связь. Так, если в качестве основополагающей цели (одной из группы целей) компании декларируется увеличение, к примеру, чистой прибыли от реализации продукции (финансовая проекция), то в качестве возможных первопричин к реализации такой цели являются повышение лояльности клиентов и увеличение количества клиентов (а это уже маркетинговая проекция).
В свою очередь, повышение качества продукции, увеличение скорости обработки заказов, повышение качества сервисного обслуживания (показатели имеющие отражение в проекции внутренних бизнес - процессов) являются первопричиной повышение лояльности и роста числа клиентов.
Есть еще один аспект... не учтение одного из показателей в сбалансированной структуре неизбежно приводит к потерям и сбоям в работе организма компании. Например, рост числа новых клиентов приводит к росту дебиторки, а отсутствие оборотных средств (в силу увеличившейся дебиторской задолженности) безусловно скажется через отсутствие товара на росте числа клиентов. Знакомо? Еще бы!

Новая система стратегического управления

Обобщая сказанное, обращаю Ваше внимание, что ССП дает высшему руководству компании некий новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей работы организации.
Используя ССП менеджеры способны перевести видение развития в стратегию, стратегию - в набор тактических задач для каждого подразделения компании, способны планировать бизнес и учитывать, планировать и распределять ресурсы
Кроме того, руководители подразделений получают ответы на основные вопросы: какой вклад моего подразделения в стоимость итогового продукта компании; какие процессы являются ключевыми в моем подразделении; каков необходимый уровень квалификации персонала и применяемых технологий сейчас и завтра.

В результате использования CCП деятельность компании становится более прозрачной и управляемой.

  11.68K просмотров