Тренды на продуктовом рынке

Что бы делать правильные с точки зрения маркетинга вещи, нужно понимать, как меняется покупательско-потребительское поведение и внимательно следить за тем, что и как делают конкуренты на рынке с целью эффективного коммуницирования со своей целевой аудиторией. Если наблюдать и анализировать перманетно, то рано или поздно начинаешь замечать определенные, четко выделяемые рыночные тенденции. Впрочем, что бы увидеть эти тенденции, можно почесть эту заметку о трендах, существующих на продуктовом потребительском рынке.

Для начала, потребительский рынок – это рынок продажи и обслуживания покупок, совершаемых для личного потребления. На указанные ниже тренды обращалось внимание на конференции «FMCG Россия. Товары повседневного спроса в России 2013», об этом же можно почитать у РБК: "Исследование рынка.  Рынок FMCG-товаров в России: основные тренды 2013" (правда, за "почитать" попросят 49 тысяч рублей). 

Итак, потребительский рынок – это во многом рынок не брендов, а ритейлеров и покупателей. Посему, тенденции на этом рынке определяют именно эти рыночные игроки. Что же трендового замечают маркетинговые специалисты на потребительском рынке?

1. Средне-статистический потребитель в России стал задумываться о качестве потребляемых продуктов и о своем здоровье. Натуральность – это тот критерий, на основании которого потребитель все чаще принимает решение о покупке. Вице-президент по продажам «Danone»  Россия Бруно да Фужеру отмечает, что : "... российский потребитель становится изощреннее и избирательнее. Он ищет то, что подходит именно ему". 

2. Россияне стали чаще обращать внимание на  дату производства продуктов в торговых точках.  По наблюдениям маркетологов, покупатели начали проводить  больше времени у торговой полки, изучая дату производства и состав продукта. Свежесть и безопасность продуктов – требования, которые усиливают свое значение для российских  потребителей. Если это тренд, то стоит сделать читаемую дату срока годности на упаковке элементом стиля, а не просто плохо читаемой технической маркировкой.

3. Адаптация продуктов с других рынков – как бизнес-модель в России уже не работают и вряд ли будет успешна. Необходимо придумывать что-то локально-ориентированное на российского потребителя. А уж если адаптировать, то даптировать нужно как сами товары, так и маркетинговую коммуникацию. Меня, лично, уже достали ролики автопроизводителей, в которых надежность и безопасность управления на скользкой дороге обязательно демонстрируется в горах. Маркетологам вендоров стоит обратить внимание на тот факт, что Россия - не Альпы и Перенеи, а поля и перелески.

4. Фраза "Сделано по ГОСТу" не является стимулом для совершения покупки.  Россияне стараются получить информацию о товаре из разных источников – этикетка, мнения других покупателей, и на этом строить свой потребительский опыт. 

4. За качество российский потребитель готов платить. Маркетологи отмечают на потребительском рынке рост подсегмента дорогой продукции. Одновременно вырос процент потребителей, заинтересованных  в продуктах высокого качества и в премиум сегменте. Генеральный директор  ООО «Савушкин Продукт – Москва» Дмитрий Зыщук говорит о том, что: "...прирост российских брендов сегмента высокого  качества  в этом году составил более 300 %".

5. В последнее время наблюдаю тенденцию "сарафанного радио" (добровольного и ничем не стимулированного информирования друзей, родственников и просто не знакомых людей)  о собственном опыте и контактах с качественном или не качественном товарном предложением. К примеру, я сам столкнулся и обращаю внимание на "возмущения" в интернете по поводу некачественных овощей и фруктов в магазинах Ашан (здесь и здесь и здесь и здесь... на самом деле я могу продолжать выкладывать этот "плачь покупателей";). Гнилые и заплесневелые фрукты и ягоды, выставляемые на прилавках, откуда только "выкапываемые" в овощной сезон бледно-серо-розовые помидоры и вялые огурцы непременно приведут постоянных покупателей этой сети на овощные рынки.

6. Ускорение ритма и образа жизни, особенно в крупных городах,  приводит к повышению спроса на продукты быстрого приготовления, торговую упаковку продуктов пригодную для хранения в холодильнике во время пользования (открыл, частично употребил-закрыл-положил в холодильник) и нарезку – как форму упаковки.

В качестве итогового портрета потребителя, хочется привести взгляд генеральный директор ООО «КампоМос» Ярмо Линдхольм на портрет потребителя продуктов в России: "любопытный, требовательный, всегда занят, меньше ориентируется на ГОСТ, больше доверяет опыту и брендам". Последнее утверждение справедливо только при условии учета брендами того тренда, что описан в п.5. Иначе всем вендорам придется убедиться в справедливости вывода, приведенного в этом, пятом, пункте.

 

Количество показов: 7136
  21.11.2013
  Ключевые слова: качество, потребление, продукты, рынок, тенденция, тренд

Материалы по теме:

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: