О стратегиях позиционирования

Сколько стратегий позиционирования существует и как оценить качество позиционирования?

10.11.2017

Здравствуйте, коллеги. Сегодня снова хороший вопрос и тема относящаяся к стратегическому маркетингу. Тема важная, поскольку непонимание у маркетинговых специалистов есть и оно связано с отсутствием четкости и структурированности материала, несмотря на всех основоположников и их книги с концепциями, а также в связи с большим количеством бреда, что публикуется в интернете.

Давайте разбираться с тем, что такое позиционирование и кто из больших специалистов-маркетологов что конкретно написал о позиционировании.

Итак, вопрос коллеги:


Коллеги, вы часто будете натыкаться в интернете и литературе на "стратегии позиционирования". Очень осторожно! Публично глупости в интернете и в литературе очень много. Давайте все же об одной из основополагающих маркетинг концепций читать в первоисточниках!

Давайте начнем с того, что…

Есть стратегия, а есть позиционирование

Чтобы там не говорили, но:

  • стратегия – это у компании и это о движении вперед компании;
  • позиционирование – это у продукта, бренда и это в сознании потребителей;
Стало быть, две эти сущности находятся в разных плоскостях и не могут быть соединены вместе, даже в словосочетании. Именно поэтому, полагаю, коллега и затрудняется с «раскрытием темы» – темы нет.

О стратегии компании

Чтобы понять место «позиционирования товара и бренда» в общей стратегии компании, стоит разобраться с тем, что такое стратегия.

Стратегия – это набор действий, которые предпринимают менеджеры для достижения, максимально эффективным образом, поставленных компанией целей (см. в словаре маркетолога).

Итак, если посмотрели статью в словаре, то стратегия одна, но выделяют три уровня стратегий — корпоративную, бизнес-стратегию и функциональные. Функциональная маркетинговая стратегия представляет собой детализацию общей стратегии компании, применительно к рыночной ее деятельности.

Наполнением функциональной маркетинговой стратегии является, скажем:

  • Стратегические решения по каналам сбыта;
  • Стратегические решения по ценообразованию – цена, в контенсте величины спроса, жизненного цикла товара, стратегий проникновения в рынок и т. п.
  • Стратегические решения по маркетинговым коммуникациям – реклама, PR, прямой маркетинг, трейд-промоушен.

Как раз в перечисленных разделах маркетинговой стратегии описывается позиционирование товаров и брендов.

«Стратегии позиционирования» не бывает, бывает: стратегия компании и позиционирование товаров и брендов. Позиционирование описывается в в маркетинговой стратегии компании.

Теперь, переходим, собственно, к позиционированию...

Есть несколько важных аспектов позиционирования

Говоря о позиционировании и о важном для стратегии, стоит остановиться и перечислить несколько принципиальных постулатов:
  1. Позиционирование – маркетинговая задача определения места (позиции) нового товара (услуги) в сознании потребителя. Это определение точное, но не полное. Чтобы понять суть этой задачки, стоит переформулировать иначе.
  2. Позиция – место расположения; взгляд на предмет, событие или явление; точка зрения. У вас, как и у меня, на многие аспекты жизни, точки зрения схожие. Мы стремимся к успеху, мы не воруем, хотим улучшить качество жизни и состояться в профессии – в этом наши позиции схожи. Это схожее позиционирование заставляет нас с вами общаться, обмениваться мнениями, идеями, дружить.
  3. Позиционирование – это поиск тех потребителей, у кого схожая с нами позиция. Если люди готовы платить за произведенный маркетинговый продукт, понимают и соглашаются с нашими взглядами на его потребительское и техническое качество, цену, способы распространения и методы продажи – позиции производителя и потребителя схожи. Позиционирование – это только поиск тех, кто готовый согласиться с вашей позицией, готов заплатить за продаваемые вами товары и услуги, но и вы, понимая позицию потребителей, готовы и можете производить только то, что удовлетворяет их потребности. Вот это рыночное (маркетинговое) позиционирование.
  4. Когда говорят о "стратегии позиционирования", скорее всего и часто, говорят лишь о неком собственном векторе, программе отстройки от конкурента и более взвешенной и продуманной позиции – конкурентном позиционировании. Как вы понимаете, это несколько иное, чем позиционирование рыночное.
  5. Правильное позиционирование правильно вовсе не тем, что ваша позиция отлична от конкурентов. Правильно оно тем, что вы лучше, чем конкурент, понимаете потребителя и лучше удовлетворяете его потребности, чем конкурент.
  6. Тем не менее, при выработке позиции, только ориентироваться на потребителя не достаточно – нужно еще и понимать, как и почему потребитель выберет ваш маркетинговый продукт, а не продукт конкурента. Обратное – не справедливо: любой ценой отстраиваться от конкурента, даже в ущерб потребителю, любой ценой отличаться ото всех на рынке – такая стратегия обязательно приведет к излишней дифференциации и непонимании вас!
  7. Если в позиционировании конкурента есть "ошибка" (не верная коммуникация, способы распределения, ошибки товарной линейки и проч.) и вы понимаете, что потребителю нужно чуть иное, то воспользоваться ошибкой – это укрепит вашу позицию в голове потребителя, поскольку это не просто поможет четко удовлетворять потребителя, но и не чувствовать давление конкурента. Но поиск лишь "ошибок" и на ошибках выстраивать свое позиционирование – не самоцель для определения правильной позиции.
  8. Позиционирование не делается ради дифференциации. Почему так и что важнее: четкое позиционирование или конкретная дифференциация – это описано вот в этой заметке.


Теперь, понимая, что
позиционироваться нужно: «не стратегически» и не среди конкурентов, а в головах потребителей,
стоит остановиться на том, что в маркетинговой литературе и среди мэтров …

Существуют два взгляда на позиционирование

Позиционирование Дж. Траута и Эла Райса

Эл Райе и Джек Траут в книге "Позиционирование: Битва за умы" рассматривают позиционирование как своеобразный процесс творчества и выделения рыночных достоинств уже созданного продукта. По мнению мэтров, позиционирование начинается с товара: материального продукта, услуги, компании, организации или даже личности. То есть позиционирование обращено на предмет маркетинга. Но...
Позиционирование — это не ваши действия по отношению к продукту. Позиционирование — ваше воздействие на образ мыслей потребителей. Вы позиционируете товар в сознании потенциальных покупателей.

Al Ries an Jack Trout, "Positioning: The Battle for Your Mind", New York: Warner Books, 1982

Конкурентное позиционирование М. Триси и Ф. Уирсема

Другие специалисты М. Триси и Ф. Уирсема предлагают иную схему и формулу позиционирования, которую они называют "дисциплинами ценности". Позиционируясь, фирма может стремиться к лидерству в категориях:
  • товар – продукт в упаковке из маркетинга;
  • отличное операционное качество – качество менеджмента, сервиса и качество продукта;
  • доверительные отношения – несовершенство продукта, перевешивают качество отношений (кафе у дома где "все свои").
В основе данной схемы лежит идея о том, что клиентов любого рынка можно разделить на три типа.
  • одна часть потребителей предпочитают предметы маркетинга (бренды, товары и фирмы), идущие в авангарде технологического развития (лидерство продукта);
  • другие потребители ценят исключительно надежное исполнение (отличное операционное качество);
  • третьи превыше всего ставят чуткость поставщика при удовлетворении их индивидуальных потребностей (тесные отношения с клиентом).
Чтобы преуспеть, фирма должна стать лучшей в одной из этих сфер, или дисциплин, а также демонстрировать хороший уровень и продолжать совершенствоваться в других дисциплинах, стремясь опередить конкурентов.

Michael Treacy and Fred Wiersema, The Disciplines of Market Leaders (Reading, MA.:Addison-Wesley, 1994).


И как вы понимаете, сказанное в равной степени относится не только к имени маркетингового продукта, но и к имени компании и к любому предмету маркетинга, требующему четкости рыночной позиции (реклама, образы, распределение).
Вот так! Если уж взгляды расходятся, то что говорить о стратегиях...

Стратегия всегда одна

Позиционирования может быть бесчисленное множество – сколько брендов, столько позиций. Позиционирование – это, как проговорили с вами выше, реакция на потребности и подстройка под конкретную рыночную ситуацию. И каждое позиционирование должно быть описано в маркетинговой стратегии компании. Таким образом, при разном позиционировании товаров и брендов, стратегия компании одна – самая эффективная в конкретном случае и применительно к целям компании, учитывающая реалии рынка и возможности компании. Можно говорить о выборе позиционирования, но о единой стратегии и о принципах стратегирования….

Вот что в литературе говорится о стратегиях позиционирования

1). Райс Э., Траут Д. Позиционирование: битва за умы. Пер. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", 2006.

Там много о видах позиционирования для брендов, оказавшихся в том или иной ситуапции.

Ну например:
  • Отстройка от лидера. Да мы пришли на рынок вторыми, но мы больше стараемся
  • Стратегия "Альтернатива" – мы «не-кола». Суть позиции в том, чтобы соотнести свой продукт с тем, кто сумел прочно закрепиться в сознании покупателей, представить его как альтернативу.
  • Лестница товаров – новый товар нужно позиционировать относительно уже существующего: под ним или над ним. Ступеней, как правило, три. Если ты четвертый – ну пипец тебе, ищи новую категорию.
  • Линейная деверсификация ЦА – шампунь "Лошадиная сила", вначале лошади, потом - наездницы.
  • Стратегия лидер – тут всё понятно, первый в категории.
  • Стратегия собственной позиции - каждая марка получает уникальное позиционирование
  • Стратегия накрыть все игровое поле
  • Стратегия «пустое место» – ищем нишу по цене, создаем категорию и проч.
Если прочтете, то увидите, что в книге такого перечисления списком нет. Там есть кейсы, описывающие ситуацию и предложенные под эти ситуации стратегии позиционирования. То есть, задача авторов была не перечислить неперечислимое – виды стратегий, а рассказать на примерах о принципах выработки верной стратегии в каждом конкретном случае.

2). Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент. - СПб.: "Издательский дом "Нева", 2004

Предложено 13 стратегий позиционирования


3). М.С. Очковская, М.А. Рыбалко "Маркетинг. Новые тенденции и перспективы" МАКС Пресс, 2012

Предложено 8 методов позиционирования.


4). Ф. Котлер "Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать рынок" Пер. с англ. — 5-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

Филип Котлер выделил пять типов ценового позиционирования

Но и еще раз…

Все перечисленные стратегии, методы, типы – это не полный список, это принципы, которыми стоит руководствоваться для выработки единственно эффективной и одной стратегии в конкретной рыночной ситуации.


Методики оценки эффективности позиционирования

В общем и целом, методика проста:
Нужно сравнить и найти отличия между "хотели" и "получили", между "тем, что нужно рынку" и "тем, что есть у нас".

  • Анализ позиции создаваемого или реального бренда на рынке можно осуществить следующим образом:
  • Восприятие и лояльность к уже выведенному на рынок бренду. Нужно сравнить желаемую позицию с реальной. Нужно провеси анализ восприятия потребителем бренда содержательной основы позиции бренда. Выявление разночтений желаемой и воспринимаемой позиции бренда покажет качество позиционирования и качество отработки стратегии маркетинга. Ну тут уже ищите литературу качественных оценок.
  • Поверка создаваемого позициорирования с рынком. Сравнение со средним в категории (в сегменте, на рынке). Анализ положения бренда в разрезе показателей предложения бренда рынку и среднего на рынке. Формирование результатов в форме построения профиля бренда и матрицы «предложение бренда / реакция рынка на средний». Это покажет насколько позиции предмета маркетинга лцчше/хуже среднего.
  9.23K просмотров

Блог


Поделиться: