В чем отличие принципов от ценностей?

А действительно, в чем отличие, скажем принципов компании, бренда или человека от их ценностей? Какое из понятий описывать в концепции бренда? Что важно – следовать принципам или следовать за ценностями? 

Принцип (максима, аксиома, архэ) – базовое, исходное положение теории, учения, системы. Происходит от лат. principium, греч. αρχή, дословно первейшее) — постулат, утверждение, на основе которого создают нечто. Принципы лежат в основах и в прошлом опыте. Принципы – это снова убежденности в чем-либо. Доказывая что-либо, всегда апеллируют к принципам. 
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

О принципах

Принципы – основа поведения, взглядов и отношений. Принципы бренда или компании – основа коллективного поведения всех, кто отождествляет себя с этими брендом и компаний. Принципы, скажем, сбытовой политики диктуют взаимоотношения с партнерами и покупателями, запрещают то, что нарушает устоявшееся, укоренившееся и регламентирует действия. 

Задача принципов:
  • не допускать ошибок – внутренние «стандарты качества» и сверка с ними позволяют не делать ошибок;
  • служить началом, точкой отсчета для последующего;
  • передать и сформировать у окружения и целевой аудитории ощущение целостность натуры, бренда, компании.
Наличие принципов позволяет выстраивать здание собственной убежденности в чем-либо. Ведь постройка каждого из этажей этого здания сверяется с принципами. Мерило каждого действия или суждения простое – каждый раз сверяйтесь, действуете ли вы так, как предписано принципами или вы заглушаете внутренний голос и отодвигаете принципы доводами о том, что это временно и не так важно или же наоборот – это ради «великой цели».

Не следование принципам, отказ от принципов разрушает целостность восприятия и не позволяет выстраивать стабильные отношения, расти и развиваться.

Каждый из принципов, сам по себе, базируется на еще более мощном фундаменте других принципов. Скажем, принцип «я не ворую», исходит из осознанной необходимости следования общепринятым законам и нормам, действующим в стране. Эти законы, в свою очередь, базируются на Римском праве – правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э. Это же Римское право само выстроено, в большой мере, на основе библейских законов и правил сосуществования людей.
Чтобы принципы компании, человека были понятны окружающим, они должны соответствовать и им тоже, должны быть сформулированы понятно и четко, а также должны быть транслируемы массово. Важно и показать, что ваши принципы, в свою очередь, базируются на чем-то большем, более важном, исторически выдержанном и проверенным временем. 

О ценностях

Ценности – устремление к чему-либо, в настоящем и в будущем. Ценности помогает расставить приоритеты.  Поверка на соответствие или несоответствие ценностям, позволяет определить важное и неважное, в происходящем или ожидаемом и определяет ценностные ориентиры. Ценностными ориентирами мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели. 

Ценности сформированы:
  • рациональным объяснением значимости этого для конкретного человека
  • эмоциональным откликом на это.
  • поддержкой окружающими.
Поскольку, со временем, будущее меняет настоящее, развивается индивид, бренд и компания, ценности могут и наверняка будут меняться. Определенные ситуации и происходящее  способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить ценностные ориентиры. Определение понятия «ценность в маркетинге» дано в словаре маркетолога.

Принципы и ценности – в чем отличие?

Принципы, в отличии от ценностей,  можно смело транслировать и передавать другим людям, как базовые, фундаментальные, а значит, изначально понятные, применимые и употребимые в том обществе, социальной группе, к которой причастны индивиды. 

Принципы, если они фундаментальны, не нуждаются в одобрении или поддержке окружающих, как ценности. Если принципы, в общем-то, понимаемы большинством, то значимые для индивида ценностные ориентиры свойственны, в большой мере, только ему. Транслирование собственных ценностей почти всегда вызывает непонимание, поскольку эти ценности, скорее всего, не соответствуют ценностям другого человека и аудитории. 

Ценности не могут противоречить принципам, поскольку они – очевидное развитие принципов и отражение этих принципов в сегодняшнем дне, а также приспособление принципов к задачам сегодняшнего дня и перспективному развитию. Принципы неизменны. Ценности осознаются только с позиции сегодняшнего дня и при понимании задач на будущее.

Парадокс общества потребления

Современное общество наполнено парадоксами. Все его противоречия сутью своею исходят из парадоксальности самого человека. Если говорить о принципах и ценностях, то парадокс современного человека, вступающего в коммуникацию с другими людьми, заключается в том, что каждый хочет от других четкого следования принципам, даже в ущерб их ценностям («дал слово, держи»). При этом, собственные ценности, довольно легко ставит выше, чем  принципы. Почему собственная выгода выше «данного слова», всегда легко объясняется человеком изменившимися обстоятельствами, действиями или бездействиями других, мешающих или не помогающих «держать слово».

Справедливо это и в отношениях между компаниями и между компанией и ее покупателями. Выбирая между принципиальным и фундаментальным маркетинговым: «удовлетворить потребителя» или экономическим: «получить прибыль», подавляющее большинство компаний выбирает собственную выгоду. Больше того, нанеся ущерб потребителю тем или иным образом, компания в любом случае производит оценку возможности выйти из под удара отвественности и снять с себя возможные риски и расходы, в независимости от причин неудовлетворенности потребителя. При этом, требование исполнения обязательств от партнеров и покупателей – принципиальная позиция той же самой компании.

Избежать парадокса не получится, даже если возвести в принцип только «собственную выгоду» или только «удовлетворенность потребителя», то все равно действовать в каждом конкретном случае придется в состоянии парадокса – противоположная сторона коммуникативного процесса может иметь иное представление о «принципах» такой коммуникации.  

Что важнее: следовать принципам или идти за ценностями?

Каждый поступок личности, поведение бренда и компании является отражением их ценностей и базируется на следуемых ими принципах.  В основе  правильного принятия решения почти всегда служит дихотомия двух положений:
  • руководствоваться ценностями сегодняшнего дня, подстраиваясь под ситуацию и
  • обязательство следовать принципам. 

Если только руководствоваться принципами, то это неизбежно приведет к ортодоксии и архаичности – формированию религиозного мышления и поведения, необходимости следования всегда верному учению и мировоззрению, принимающим черты идеологии и безотчетной веры.

Если только следовать за ценностями, то это неизбежно отвратит от цели, заставит шарахаться от одной ценности к другой, в силу неизбежной и перманентной смены ценностной картины.

Отступление от базовых принципов запросто приведет к преступлениям против законов, игнорированию общепринятых правил, послужит отторжению обществом (все предпочитают общение и контакты с теми, кто следует принципам), приведет к финансовым потерям.

Именно поэтому выбирать не приходится, но каждый раз, принимая всею душой некие важные сегодня или в будущем ценности, необходимо сверяться с принципами и не принимать, отменять всякие ценности, противоречащие принципам.


  628 просмотров

Материалы по теме:

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: