Обзор рынка FMCG по итогам 2015 года

Цель данной статьи: показать вектор развития систем продаж и дистрибуции на товарных рынках в сегменте  упакованных товаров повседневного спроса (FMCG) в России. Для тех, кто не в курсе :) , переведу аббревиатуру Fast Moving Customer Goods  – товары быстрого потребления, то есть товары, которые потребляются в короткие сроки. 

Для начала, доли форматов в розничной торговле в России на начало 2016 года (по данным INFOLine):

 

Экспресс анализ российского FMCG ритейла

Прошедший 2015 год, несмотря на всеобщий плач о снижении показателей, для российских ритейлеров стал во многом рекордным по скорости роста доли на рынке. По оценке INFOLine, на ТОП-10 крупнейших сетей FMCG пришлось 24,3% рынка против 21,6% годом ранее.

И на фоне общего падения розницы в стране на 8,5%, достижения ТОП-10 выглядят впечатляюще, если не сказать, что расстановка сил на рынке теперь поменяется. Доля лидера, краснодарского "Магнита", за 2015 год вырастет на 0,8 п.п. – до 7% рынка, а его ближайшего конкурента X5 Retail Group – на 1 п. п. до 6,2%.

Самый большой прирост выручки среди торговых сетей России в 2015 году показала сеть гипермаркетов «Лента». Сети удалось нарастить прибыль на 30,3%, тогда как прирост выручки X5 Retail Group составил 27,3%, а «Магнита» — 24,5%.

Если говорить об абсолютных цифрах, то годовой доход «Ленты» составил 252,8 млрд рублей. Годовой доход Metro составил 225 млрд рублей. Чистая розничная выручка ритейлера «О’Кей» в 2015 году увеличилась на 6,9% по сравнению с 2014 годом и составила до 160,3 млрд рублей. Об этом говорится в отчетности компании.

Выручка «Магнита» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,3%, до 947,8 млрд руб., как сообщает РБК. Это самый низкий показатель прироста выручки компании за все последние десять лет.
Выручка Х5 Retail Group выросла  на 27,3%, до 804,13 млрд рублей.  Прирост торговой площади в 2015 году составил 760,9 тыс. кв. м. Наибольший рост в группе показала «Пятерочка» - 34,3% до 585,4 млрд рублей. 

Продажи «Перекрестка» выросли на 12,5% (130,14 млрд рублей). Выручка «Карусели» увеличилась на 11,6%, достигнув 77,44 млрд рублей.

 

Торговый маркетинг FMCG в 2015 году

Как сообщает Nielsen: процент товара, реализуемого с помощью промо акций увеличился до 35%. Все чаще играют на поле промо дискаунтеры, которые не только стараются предложить минимальную цену, но и увеличивают объемы продаж по скидкам: в среднем в 2014 году в данном канале 23% продаж приходилось на промо – и уже 26% в 2015. 

 Крупные торговые точки, чтобы удерживать лидерство, стараются также интенсивно увеличивать промо предложения: в 2015 году, по скидкам было продано 45% объема. В данных условиях дискаунтеры чувствуют себя все более уверенно:  рост продаж в натуральном выражении в этом канале составил 8%.  

СТМ

Как сообщает Nielsen: Удачный год складывается для собственных марок розничных сетей. Их доля на рынке России в 2015 году увеличилась до 7% в продовольственном сегменте и до 11% в непродовольственном. Логика роста – при большом количестве предложений в  категории СТМ стоит в полтора – два раза меньше, чем его отбрендованный  категорийный аналог. 

Отдельные группы товаров

От вынужденной экономии покупателей многие товарные категории даже выигрывают. Соусы становятся все боле популярными (7%), скорее всего, такое увеличение происходит за счет свежих овощей. Увеличила продажи молочная отрасль (15%). Продажи специй, консервированных овощей выросли на 117% в натуральном выражении. Категория  пастеризованного молока в натуральном выражении за последний год прибавила 11%.

Не пищевые бренды

По итогам 2015 года выручка одного из крупнейших в мире производителей продуктов питания и товаров повседневного спроса компании Unilever увеличилась на 4,1% за счет роста объема продаж на 2,1% и цен на 1,9%, следует из официального пресс-релиза концерна. Несмотря на неплохие результаты 2015 года, в наступившем 2016 году Unilever готовится к сложным условиям на рынке и высокой волатильности. 

Продажи компании Procter & Gamble за период второй половины 2015 года сократились на 10% посравнению с аналогичным периодом 2014 финансового года и составили $33,442 млрд, сообщает  ПРАЙМ. При этом наибольшие потери Procter & Gamble понесла в России, где ее продажи упали в июне на 57%.

Выручка американского производителя потребительских товаров Colgate-Palmolive в 2015 году уменьшилась на 7,2% и составила $16 млрд. При этом чистая прибыль компании упала на 34% до $1,38 млрд, сообщает  RNS.

Общие тенденции FMCG на 2016 год

Поведение потребителей

Потребитель экономит на продуктах питания в последнюю очередь. Поэтому FMCG-индустрия, также как и фармацевтический рынок, являются наиболее устойчивыми в ситуациях экономического спада. Россияне стараются экономить на продуктах следующими способами: используют промо акции, закупаются в дискаунтерах, выбирают частные марки. Сеть «Перекресток» запустила новую торговую марку «Маркет Перекресток», которая объединяет под собой востребованные товары в среднем ценовом сегменте ритейлера. 

Продажи сетевой розницы FMCG 

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что замедление темпов роста выручки в сегменте было ожидаемо — это отражение ситуации в стране с точки зрения потребления: «Макроэкономическая ситуация не улучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым годом, потребление сокращается в физических объемах, — поясняет аналитик. Несомненный победитель в нынешней ситуации – формат дискаунтеров.

Рост количества торговых точек

Крупнейшие FMCG ритейлеры в 2016 году продолжат агрессивно наращивать количество торговых объектов, прогнозирует генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Из-за критической ситуации в непродовольственной рознице, где ритейлеры вынуждены оптимизировать площади, сети FMCG получают возможность расти даже на формально насыщенных рынках крупнейших городов. Кроме того, у сетей FMCG значительный потенциал роста при выходе в новые регионы, где высокий уровень насыщенности магазинами ключевых конкурентов.

Антикризисный маркетинг

Жесткую конкуренцию за предпочтения экономных россиян выиграют те компании и бренды которые смогут лучше других учесть ключевые тренды рынка - рациональный подход к покупкам и тренд "все дома". В FMCG продажах доля премиум-сегмента падает из-за роста эконом- сегмента, где все более уверенные позиции занимают частные марки. Однако пока позиции лидеров продаж устойчивы, как в целом по FMCG-рынку, так и по продовольственному и непродовольственному сегменту. 

"Рациональный" антикризисный тренд оказывает решающее влияние на развитие каналов розничной торговли. Изменится состав покупательской корзины – доля свежих продуктов питания в покупках российских домохозяйств снизится (тренд отмечен еще в 2014-15 гг).  

По данным опроса исследовательской компании GfK: Россияне стали больше готовить дома, что стимулирует рост целого ряда категорий продовольственных товаров. К тому же, приготовление еды дома - это не только необходимость, это страсть для как минимум 19% россиян. Все это стимулирует продажи ингредиентов для приготовления блюд и выпечки (выборка 10 тыс. домохозяйств, 27 тыс. респондентов, городская и сельская Россия). 

Новости и прогнозы от брендов

В дальнейшей перспективе компании настроены на продолжении негативной динамики. Так, Procter & Gamble прогнозирует падение продаж в 2016 году на число «до середины первого десятка» по сравнению с 2015 годом. Avon, в свою очередь, ждет, что колебания валютных курсов «съедят» 17% ее потенциальной выручки в текущем году. 

"Российские железные дороги" (РЖД) запускает собственную розничную продуктовую сеть небольших магазинов для покупок "на бегу". Как говорят источники, близкие к проекту, авторы идеи вдохновлялись известными по всему миру магазинами "7 Eleven", среди ее особенностей — относительно ограниченный ассортимент и быстрое обслуживание.

Один из крупнейших российских продовольственных ритейлеров "Лента" изучает возможности оптовых продаж как дополнительной возможности к росту. Об этом сообщил гендиректор сети Ян Дюннинг на телеконференции с инвесторами и аналитиками, отвечая на вопрос о планах компании по опту, пишут "Ведомости". Помимо этого, всего в этом году «Лента» откроет не менее 40 гипермаркетов в российских городах. 
 




Количество показов: 24076
  03.02.2016
  Ключевые слова: FMCG, рынок, обзор, тенденции, итоги

Материалы по теме:

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: