Почему нам в новый год Cola Санту продает?

Как-то намедни озадачился вопросом: отчего как Новый год - так непременно реклама Санты Клауса? Вопрос поставлен! Постараемся на него ответить.

10.12.2011

Как-то намедни озадачился вопросом: отчего как Новый год - так непременно реклама Санты Клауса?

Вопрос поставлен! Постараемся на него ответить.

Дело в том, что Санта-Клаус, каким мы его знаем, дело рук кока-кольного отдела маркетинга.

В далеком 1931 году, когда упомянутая компания стараниями маркетологов превратить святого-эльфа-гнома в любимца всех детей западного полушария - рекламный символ своей торговой марки. Санта-Клаус с бутылкой кока-колы в руках, путешествующий на оленьей упряжке и пробирающийся через каминные трубы в дома к детям, чтобы принести им подарки. Этот толстячок в красном колпаке с белой опушкой, и такого же цвета шароварчиках и курточке, стал самой дешевой и самой рентабельной фотомоделью из всех, которые знала история рекламного бизнеса.

Серия рисунков маслом, выполненная Хаддоном Сундбломом 78 лет назад, полностью создала образ Санты. Сам художник скончался в 1976 году, а Coca-Cola по-прежнему продолжает использовать его рисунки в своих рекламных компаниях.


Но образ - образом, а легендарных отцов у персонажа было по приданию несколько. Прежде всего это эльф. Первые упоминания о неком любопытном сказочном персонаже встречаются в 17 веке. Святочный эльф являлся людям в самых различных образах: от малорослого карлика до прокаженного или страшного гнома, который делал попеременно добро и гадости. Традиционным цветом костюма эльфа был зеленый. Он был с белой бородой, большим носом.

Имя Санта Клауса ассоциируется также с языческим персонажем Старым Ником.

Третьим прообразом новогоднего героя является общехристианский святой Николай мирликийский (святой и иесть санта на латыни), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени святого дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Образ Санта Клауса сложился из этих трех персонажей.

Однако, при чем тут Санта Клаус? В Нидерландах имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 6 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника. Именно благодаря голландскими колонистами, основавшими в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как город Нью-Йорк, образ Святого Клауса попал на североамериканский континент.

Очень скоро сказками про Синтерклааса голландские колонисты уже всего американского континента стали подчивать своих деней под Рождество. Но это были устное творчество, а в 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о голландской колонизации Америки, в котором рассказал и о праздновании Рождества в Новом Амстердаме. Развивая эту тему, в 1823 году Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в котором уже четко описал некий персонаж по имени Санта Клаус, который дарит детям подарки. И вот уже к 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур".

В 1886 году владелец типографии Луиз Пранг выпустил рождественскую открытку с Санта-Клаусом, одетым в костюм: куртку и брюки. Тогда Санта-Клаус курил тонкую изогнутую трубку, а вместо колпака носил шапку с кокардой из ветки остролиста.

Таким образом, сама идея сказочного персонажа, дарящего под Рождество детям подарки не приналдлежит CоcaColе, а вот нынешний его образ - это отработка маркетологов компании.

Поначалу костюм Санты был коричневым ( и у Coca Cоla также, см. первый рисунок), но постепенно он приобрел привычный красный цвет. Санте добавили колпак и опушку на костюме, его борода, которая у Томаса Наста была то гладкой, то курчавой, окончательно превратилась в курчавую, башмаки с пряжками стали ботфортами, и деда заставили бросить курить — трубку изъяли раз и навсегда.

--------

Помимо рекламы Coca-Cola есть несколько традиционных, повторяющихся год от года рождественских рекламных кампаний у других крупных фирм. Так, в 1933 году, празднуя отмену сухого закона, потомок основателя пивного концерна Anheuser-Busch Август Буш подарил своему отцу трехтонный красный пивной фургон фирмы Studebaker 1905 года, запряженный восьмеркой клейдесдальских тяжеловозов. С тех пор ежегодно в канун Рождества эти мощные мохноногие лошади, которых Anheuser-Busch специально разводит, возят пивной фургон с символикой Budweiser по разным городам США.

А в 1961 году известный специалист по рекламе Дэвид Макколл придумал для производителя бритв Norelco (подразделение Philips) сюжет рекламного ролика: Санта-Клаус, съезжающий с горки на электробритве. Ролик с Сантой и все время меняющейся бритвой показывали каждое Рождество в течение 35 лет. Когда компания в 1996 году решила прекратить демонстрацию ролика, это обидело многих поклонников рекламного Санты. По многочисленным просьбам трудящихся в 2002 году Санта вновь вернулся в рекламу бритв Norelco.
  8.48K просмотров

Блог


Поделиться: