Маркетинг в «те времена»

Каким был маркетинг в России двадцать лет назад, в «нулевые» и что за маркетинг мы наблюдаем после 2010 года?

13.09.2020

Прилетел тут забавный вопрос от коллеги
Случилось так, что запросто могу проследить изменение маркетинга до сегодняшеного дня, даже не от «нулевых», а от 90-х годов прошлого века. При чем, в отличии от распространенных в интернете текстов об особенностях ТВ-рекламы разных периодов, могу поёрничать обо всех аспектах маркетинга, поскольку, всеми аспектами маркетинга сам занимался все эти годы. Итак, зло, но справедливо, точно и не нудно о том:
  • откуда все пошло?
  • до чего же мы все докатились?
  • и что нас ждет завтра?
и как это принято у создателей роликов распаковок в Youtube: «поехали!» :)

Маркетинг 90-х

«Все было впервые и вновь». 90-е были эпохой маркетинговых первооткрывателей, действовавших без оглядки на какие-либо правила, просто потому что западные правила были далеко, а отечественных просто не существовало.

Впрочем, маркетингом назывался маркетинг. Маркетолог – это все, что не торгаш. Вот только теории не знал никто, практикой назывался простой набор умений. Любая практика за границами примитивного набора умений вызывала шок и трепет. Это был период, в который огромный опыт приходил к людям буквально за несколько лет. Да, что там! За пару маркетинговых проектов, люди начинали понимать всю кухню. Впрочем, этот опыт очень быстро обесценивался, поскольку в профессию и маркетинговый бизнес приходили деньги и профессионалы от журналистики и киношники и приносили с собой основы и принципы, но и этим советским еще принципам тут же приходила на смену теория и практика Западного маркетинга.

Если ты умел, то тебе довольно легко давали денег. Все было проще: строчное объявление в «Желтых страницах», затем и позднее, банер в «Из рук в руки», и ровно через неделю весь b2b и вся дистрибьюция тебя уже знали. Понадобилось около десяти таких щитов в Москве, чтобы бренд противоугонных систем «Clifford» получил практически стопроцентную узнаваемость, а массовые продажи и приличная надежность позволили заслужить лояльность аудитории.

Едва родившаяся российская ТВ-реклама росла и выдавала дикие сюжеты и даже рекламные мюзиклы, которые, даже не рекламировали, а пропагандировали. Например, реклама продукции «Московского вентиляторного завода», стали первым ярким манифестом новой эпохи. Все в рекламном креативе было наивно, поскольку люди были по-советски простые и неторопливые и они никак не успевали за все убыстряющемся временем. Поэтесса Марина Собе-Панек призналась, что писала стихи к ролику вентиляторгого завода в спешке, на «торпеде» автомобиля. не удивительно, что с её лёгкой руки в обиход вместо нормального «договоры», вошло постсоветское:

Вам пора и нам пора с «Вентиляторным заводом» заключать «договора»

В 90-е реклама стала отдушиной для всех: киношников, писателей, комсомольских криэйторов. Другой работы просто не было — кино, книги и политика уже кончилось, а телевидение и интернет еще не начались. Впрочем, это были робкие ростки отечественной рекламы, заметные, но утопающие в буйстве локализованной и переозвученной западной рекламы. Российские копирайтеры на славу старались, переводя зарубежные слоганы. В результате рождалось что-то чудовищное в стиле мема: «Два флакона на одного? Нет, это не для меня!» и разнесенное потом по тысячам кухонных пересудов и анекдотов.

Чтобы встать на полки ритейла – обойди 4 дистриба и через месяц получи 60% охвата качественной дистрибьюции в любом регионе. Если у тебя был хороший товар, то цена, число конкурентов, не имели значения. Если ты умел работать с клиентом, с дистрибьюцией, то хороший ли у тебя товар – не важно.

Говоря о менеджменте, то «по знакомству» – важная качественная характеристика менеджмента, определяющая качество производимого маркетингового продукта. Можно было спокойно отдать что-то на подряд и уже можно было ничего не контролировать. Вопросы: «а ты не знаешь, кто хорошо сделает вот это?» – обычная менеджерская практика.

Правда, все равно, технически, никто и ничего нормально сделать не мог. Ни напечатать, ни снять, не разместить – глянец только в Финляндии (там машины и бумага), макросъемка только в Германии, баннеры для печати голландские, но машины для печати черезжопские.

В «нулевые» произошел перелом

В нулевые появляются маркетинговые авторитеты. Они многое знают, их многие знают. Маркетинг «нулевых» – это жесткая переоценка маркетинга и горькое понимание того, что зарабатывать, продавая свои таланты и только это – уже не получается. Когда рыночный сегмент «белой косметики» покупается простым вваливанием, немыслимых для отечественных производителей, 12 миллионов «западных денег» в ТВ-рекламу, то на талантах не уедешь. Покупать целевую аудиторию стало обычным делом.

В доинтернетовую эпоху маркетинга «нулевых», для застрявших в 90-х маркетологов, все еще одними из главных рекламных носителей остаются баннеры и реклама на транспорте. Автомобилисты от души смеются над креативами с соблазнительными (и не очень) красотками, которые, сексуально и, иногда, скабрезно, предлагают очень прозаичные вещи: дать кредит; натянуть потолок или купить строительный инструмент.

ТВ-реклама «нулевых» – хорошо снятая игровая реклама с мультиками для детей и реклама «в лоб» без сюжетной логики, на уровне пропаганды – для взрослых. Например, в ролике зубной пасты Blend-a-med девушка во время занятий спортом «случайно» увидела объявление о диагностике зубов. Она решила пройти проверку и обнаружила множество проблем в ротовой полости. Оператор мобильной связи «Билайн» придумал тариф «Простые вещи». В ролике, все танцуют и радуются идее сотового оператора. В рекламе Rondo тщедушный тренер боязливо просит «бизонов» «пойти потренироваться» и те идут, – а куда им деваться, ведь он уже засунул себе в рост освежающую таблетку.

 

Правда, уже смущают предложения мест в глянце журнала «Аэрофлот» и в отраслевых журналах с тиражами до 5000 экземпляров. Хотя региональные печатные СМИ до конца «нулевых» как-то выживали, предлагая засидевшимся в 90-х маркетологам места под рекламу в «это же губернаторская газета» или «да, ее сам мэр читает и всех своих чиновников заставляет читать».

Но это для маркетинговых маргиналов и «денежных мешков», для всех продвинутых, офлайновый промоушен «нулевых» – это «Вау!»-маркетинг» со сладкими, но быстро портящимися идеями «маркетинга без бюджета», «партизанской рекламы» и задачей пролезть в рынок через «из уст - в уста» своих потребителей.

Отчаявшись не платя пролезть, взяв котомки с нехитрым скарбом из собственного небольшого онлайн-опыта, все ломанулись в интернет. Величайший посредник упростил все: отношения, коммуникацию, получение знаний, убил креатив. На смену «прямым продажам», упорно расталкивая плечами телефонных звонил, приходили торговые каталоги, сайты для работы с дилерской сетью и брендинговые «визитки». Если ты не в ТОПе поисковых систем, то тебя нет в рынке – это стало очевидно, как и то, что попасть туда и там остаться – это две разные SEO-задачи.

Вековую, тщательно выстраиваемую механику межличностной директ-коммуникации, с точностью предложений продавца, возникающую от понимания задач покупателя, подменил собою Яндекс, с подсматриванием за интернет-активностью и в попытках на этих, часто, спорадических дерганьях людей в интернете, спрогнозировать их потребность. И что важно, они назвали ЭТО «директ-реклама»!

В «нулевые» стало окончательно понятно, что дистрибьюция умирает. Вначале отвалилась ее значение, как информационного посредника, затем, как финансового – все поняли, что дебиторка, кормит только дистриба и вовсе не гарантирует поставщику качественную и количественную дистрибьюцию. Позже, все поняли, что если ты сам свой товар до потребителя не доведешь, то  отпечатанный многостраничный прайс-лист дистриба – склеп для твоего товара, равно как и братская могила для сотен товаров не из ТОП-5 их прайс-листа. Поняв это, все стали строить продажи через собственные отделы региональных продаж и торговых представителей в филиалах. Все сами занялись промотированием своих товаров в ритейле. Сетевой ритейл окончательно добил дистрибьюцию FMCG и фуд/нофуд-товаров.

Маркетинг-менеджмент «нулевых» – маркетинг откатов и тесных отношений с субподрядчиками, с которыми, запросто, можно лет десять печатать, размещать, выпускать одни и те же работы.

Маркетинг «десятых»

Авторитетов нет, в авторитеты сами себя назначают и нихуя не знают даже достаточной практики не имеют. Теории не знают, практикой занимаются «на автомате». Как надо делать «на автомате» – это узнать стало проще (вебинары, тренинги), но почему так надо – это не знает никто.

На лицо, тотальная девальвация всех понятий.

  • Маркетингом называют рекламу.
  • Рекламой называют блядское,    нет, как там… «с низкой социальной ответственностью», чрезмерно назойливое приставание к людям.
  • «Низкосоциальное приставание» называют почему-то «нейромаркетинг» и «таргетинг».
  • Нейромаркетингом именуют «триггеры», «скрипты продаж» и умение «обходить секретарей».
  • Таргетингом называют попытку дотянуться до персональных данных жертвы и затрахать ее, заставив «отписаться» и «занести в черные списки». Вот, как-то так.

Маркетинг «десятых – мало информации, но много «контента». Эпоха пишущих и писючих, нихрена не понимающих, ни в маркетинге, ни в социалогии «соушал медиа маркетологов»: инстаграмолого-затрахологов, фкейсбутолого-трахетологов, SMM-стратегов и «контент-маркетологов».

Маркетинг «десятых» – это эпоха разговоров и разговоров... и все они, так или иначе, вокруг «новых технологий» и «маркетинга цифр»:
  • Технологии трудоустроили в маркетинге огромную армию самопальных IT-шников;
  • Они «ни ухо не рыло», ни в маркетинге, ни в рекламе, ни в экономике;
  • Это огромное количество пришлых людей генерируют много цифр; 
  • Цифры – единственная доступная для них метрика, которой они пытаются померить все: отношения и зависимость, любовь и привязанность, деньги и качество выполненной работы;
  • Цифры генерируют много беготни (чаты, скрипты, боты, авторассылки, «автоворонки», «автоконверсии»);
  • Беготню объясняют «Вау! Это же прорывная технология», она «предиктивно» и «сквозно-аналитически» вытащит что-то из «биг-дата» и даст нам «много ROI» (о ROI в маркетинге).
В результате, эффективность маркетинга «нуль», потому что беготня – не за человеком, а за цифрой. Следствием увлечения технологиями коллекционирования цифр, без понимания сути маркетинга, стало то, что дотянуться до потребителя проще, но он тебя уже не слушает – хоть ори в ухо, хоть заигрывай, хоть даром отдавай. В свою очередь, как следствие уже из этого, денег на маркетинг не дают, даже если ты их, доказано, в компанию таскаешь.

Маркетинг-менеджмент «десятых» – это ничего на подряд отдавать нельзя, поскольку: проебут сделают через жопу или просто сбрасывают звонки. Если сам это не умеешь и не понимаешь, что контролировать нужно – хана проекту!

Как не потеряться в двадцатых?

Я был бы неправ, если бы ограничился констатацией того безобразия, что многие принимают сегодня за «маркетинг». На самом деле, сколько бы пришлых людей не пытались его  исковеркать, маркетинг всегда был, остается и будет иным – цельным и эффективным инструментом и механикой удовлетворения потребителей и заработка компании от удовлетворенности потребителей:
  • Маркетинг сегодня и завтра – это не только знание «как настроить рекламу», но знание, что именно нужно потребителю – какой продукт действительно будет пользоваться спросом. Востребованный маркетинговый продукт в «нулевые» – это товар + сервис. Сейчас, все иначе. Маркетинг сегодня – это все та же связка продукта и сервиса, но и оперативности, точности и аккуратности маркетинга. 
  • В отличии от «нулевых», с его «автоматической массовой рекламой», сегодня маркетинг – это маркетинг гиперсегментированности и персональных отношений, маркетинг кастомизации продуктов под задачи потребителя.
  • Сейчас недостаточно просто иметь хороший товар или услугу. Потребители разборчивы, им нужно «облизывание» – предоставлять и демонстрировать подчеркнуто уважительное персонализированное обслуживание. Без него даже привлеченные немалыми усилиями и средствами потребители будут уходить недовольными или, что хуже того, сеять вокруг себя негативные отзывы. Сервис, с позиции маркетинга, – это понять, чего, помимо продаваемого продукта, клиентам не хватает, ради чего они отказались бы идти к конкурентам и стали бы лояльными компании;
  • С каждым годом все больше требуется системно образованный и знающий менеджмент, без которого должного уровня клиентского сервиса не будет – при засилии «автоматических людей» пользующихся автоматизированными сервисами, остро нужны люди думающие и, в первую очередь, думающие не о показателях цифр, а о потребителях.
  • В маркетинге нужны люди системные, умеющие не выполнять «работу», а выстраивать процессы. Иначе, бизнес будет неэффективным, с большим количеством своевольства менеджмента, пренебрежительности к потребителю, лишних издержек, слабоуправляемым и, как следствие, менее конкурентоспособным.
  • Сегодня и завтра, маркетинг – это маркетинг не креатива, а точности и краткости коммуникации, выстраиваемой от понимания своего потребителя.
  2.87K просмотров

Блог


Поделиться: