Сколько вам надо времени [собеседование]?

До собеседования хорошо бы понять: потребуется показать результат или написанный стратегический план

29.01.2020

Ситуация и печальный итог, описанные на скриншоте с поста нашего с вами коллеги, совершенно типичны и каждый из нас с вами, полагаю, в той или иной мере испытал то разочарование от подобной неудачи, толком не понимая, что и кто послужили ее причиной.  Много слышал подобных историй и других сложных и странных вопросов, и общее мнение коллег, также побывавших в подобной ситуации, сводится к тому, что угадать ответ на вопрос на собеседовании, признается коллегами важнее, чем знать на него научно или практически правильный ответ. 


Разрешите расскажу то, что знаю я. Быть может, мой опыт будет кому-то полезен, поскольку за годы сам примерил на себя обе роли в драмме под названием «собеседование».

1). Не взяли коллегу вовсе не по той причине, которую он подозревает, а по одной из ста возможных причин, три четверти из которых – внутренние причины компании. Вообще, это типичная ошибка, полагать, что «во всем виноват я». Эта автоматическая виновность вдалбливается в нас еще в детстве, с первыми разодранными штанами и дальше, с первой неудачной любовью, когда это самое «сам виноват», как приговор, зачитывается каждым из вовлеченных в конфликт родственников и знакомых. Вообще в любом конфликте (а неудача, когда обе стороны заинтересованы - это конфликт) виноваты обе стороны. Дело, правда в том, что бывало, когда не брали кандидата, просто потому что, в результате первых трех-десяти собеседований изменялись взгляды компании на необходимость такого сотрудника вообще и в итоге принимался на работу специалист совершенно другого профиля.

Итак, ключевое – если вас не взяли, то совершенно не по той первой причине, что первой всплывает в вашем возбужденном после стресса сознании.


2). «Зарой рот, дура, я уже все сказал!» - это фраза из интермедии знаменитого сатирика Аркадия Райкина, в которой герой описывает, как несколько раз он неудачно женился: вначале на умной, потом, на глупой, и тут к месту. Замечали, что бывает, когда после заданного вопроса и вашего полного и исчерпывающего ответа, сотрудник отдела кадров продолжал молча смотреть вам в глаза? Вспомните то чувство, когда вы начинали беспокойно вспоминать, что же вы не сказали еще и что упустили.

Открою страшную тайну. Сотрудник потенциального работодателя не понимает в вашей профессии и в том, что вы «несете» ровным счетом ничего. Кадровик лишь вылавливает в вашей речи те похожие слова, обороты и смысли, которые ему прислали или принесли на листочке в виде описания вакансии, на которую вы претендуете.   Все что делает ваш ви-за-ви по переговорам о трудоустройстве - ищет в произносимом вами похожее и важное для своей компании. Поэтому, правильно ответить на вопрос можно, если вы хорошо поняли то, что хочет услышать кадровик и компания. 

3). Не услышав в потоке вашей речи тех слов, которые написаны в вакансии, он(она) обязательно задаст вам наводящий вопрос – вопрос, который должен бы навести вас на необходимость произнесения желаемых слов. К примеру, в данном случае, возможно в описании вакансии вообще не было требований о каком-то стратегировании. Все что нужно компании – это макеты и сайты, SEO и SEA, выставки и отчеты. Услышав от вас, слово «стратегия», кадровый спец пытается уточнить, что под этим словом вы имеете ввиду. Услышав, что что-то путное вы покажите только через полгода, кадровый спец окончательно убеждается, что результата вашей работы компания не увидит вообще. 

Важное: читайте описание вакансии и используйте в речи не те обороты, термины и понятия, что отражают ваш богатый внутренний мир или ваше понимание маркетинга, а те обороты и термины, что описаны в вакансии.


4). Стратегия – не удел маркетолога! Да, да! Стратегия – это удел стратега. Маркетинговая стратегия – это то, к чему тяжким исполнительским трудом стремятся толпы менеджеров – исполнителей неких процессов. До того, как вы попадете на собеседование, постарайтесь понять – вакансия вообще предполагает разработку, корректировку стратегии? Стратегическая деятельность описана в вакансии? 

Прочтите пожалуйста вот это. Там описано, почему, скажем, SMM-специалист, какой бы он крутейший из наикрутейших не был, не занимается стратегией! Сказанное там полностью относится, к SEO, таргетологам, специалистам по ивентам и закупкам визиток. 


5). Даже делая что-то комплексно и серьезно, 9 из 10 маркетинговых специалистов в отделе не занимаются стратегией. Даже если вас спросили о стратегии, попробуйте понять, что имелось ввиду. Если это проверка «на вшивость» – попытка понять вашу способность витать в «стратегических облаках», вместо того, чтобы заказать рукава и измазаться в грязи, обозначьте кадровому специалисту ваше понимание того, что такое стратегия и, вместе с тем, точно и по-пунктам расскажите о том… что перечислено в описании вакансии этой компании. 

Поймите, что сколько людей – столько представлений о том, что такое стратегия и о ее важности для компании. Вам нужно не показать собственное «стратегическое видение» и устремленность «в лучшее», а понравится компании и этому, мать его,  кадровику.


6). Бывает, что в описании вакансии упоминается слово «стратегия». Это означает лишь то, что с этого момента до собеседования и уже в процессе, вам нужно понять, что же имеется в виду. До собеседования, открывайте их сайт, корпоративную брошюру компании и все то, что найдете и ищите, в каком контексте там упоминается это слово. Если ни в одном важном месте, документе нет слов: стратегия, видение, перспектива, то и вам, скорее всего, не придется этим заниматься, как бы высокопарно не изъяснялись люди компании, присутствующие на собеседовании. 

Если стратегию у компании вы увидели, то это представление компании о маркетинговой стратегии вам придется повторить.Сказанное справедливо о отношении любых других терминов и понятий. Вначале, как, в какой контексте упоминается компанией это слово, какой смысл она вкладывает в это. 


7). Если вас спрашивают о сроках – вас не спрашивают о сроках! Никакому здравомыслящему человеку не придет в голову поверить в какие-то названные сроки, если, человек их произнесший, ничего не знает о реальном положении дел в компании и отрасли. Называя любую дату, тут же...

  • перечисляйте то, что к обозначенной вами дате вы сможете представить компании, в качестве результата;
  • назовите промежуточные сроки, когда, по вашему мнению, вы сможете показать первые результаты. 
  • называя и эти сроки, перечисляйте то, что к этому моменту сделаете;
  • используйте термины и понятия те, что есть в описании вакансии.
Бывает так, что понимая большой объем обозначенной претенденту работы, ожидают в ответ от него не даты, когда «все будет хорошо», а что к этой дате будет сделано. Понимание кандидатом того, что предстоит – важнее, чем понимание претендентом сроков выполнения работ.


8) И фраза «минимум два месяца» выдает в претенденте «процессника». Фраза «я сделаю за два месяца» – это ответ, пусть не понимаюшего до конце всей сложности задачи, но «результативника».

Процесс получения зарплаты «минимум через два месяца» чуть менее вдохновляет, чем результат в купюрах, полученный 31 числа следующего месяца. Верно? Вот так и относитесь ко всем называемым вами срокам!

  604 просмотра

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: