Электронная коммерция – это миф!

… во всяком случае, как альтернативная торговля, построенная на каких-то иных принципах, чем  товарно-денежный обмен, существующий вот уже тысячелетия.

Слепая вера в этот миф обходится многим, даже не в целое состояние, а в потерю большего – отрезка жизни, потраченного на пробу, разочарование, осмысление и поиски себя в реальном, а не придуманном мире.

Принято считать, что электронная коммерция – это торговля через Интернет. Но ведь Интернет – всего лишь телекоммуникационная сеть.   По ее каналам связи, можно передать лишь информацию, но никак не физические товары.

Ё-мое. Ну совсем уж для понимания…
Картинки и тексты так же отражают реальность, как обещания утоляют голод. Ваш монитор неправильно передает цвет. У интернет-яблок нет запаха и не понятна их свежесть, удобство пользования телефоном по его 3D-крутилке не понять. А как сшита компьютерная шуба?

Торговля через интернет – это так же как на рынке, вместо лотка с фруктами поставить компьютер с картинками яблок, апельсин, банан – показывать картинки, принимать деньги и обещать привезти через пару дней. Нет, можно и так! Но даже тогда, это все та же торговля, только не через прилавок, а «по образцам». Такой тип торговли существовал  еще сто лет назад.  И роль продавца, точность комплекса маркетинга (4Р), оперативность и число контактов с потенциальными покупателями, в такой «электронной» торговле, ничуть не меньшая, чем сто лет назад. 

Отсюда получается, что «электронный бизнес» или «электронная коммерция» – вовсе не бизнес и не коммерция. Интернет – это просто использование электронных систем для обмена коммерческой или деловой информацией, ее обработки и хранения. Нет нет! Я не про действительно «бизнес на продаже электронных товаров, покупаемых и потребляемых электронно»: компьютерный софт, электронные книги, купоны на покупку. Нет, я про то, про что все – про постоянно пропагандируемую фальшивую идею о повсеместной замене оффлайнового бизнеса - на онлайновый.  Про то, что «новому» онлайновому дизнесу нужны новые онлайновые маркетинг, реклама – придумываемые, делаемые и считаемые как-то «по-особому» и «по-новому».

Но простите:
  • Купленный и повешенный на домен шаблон интернет-магазина – это просто купленный софт. И теперь, вместо промотирования уже произведенных и лежащих на складе товаров, придется вначале долго раскручивать сам интернет-магазин. А деньги, потраченные бы на обеспечение оборачиваемости товаров и капитала, теперь придется тратить на покупку домена, софта, промоушен и продвижение самой торговой площадки. Пока раскручиваем площадку, понимаю. А когда же бизнес-то начнется?
  • Рекламный баннер на сайте-доноре работает на тех же принципах, что и баннер аутдор-рекламы на щите 3х6. Ну он не может работать иначе, поскольку рекламирует он те же самые товары, и нацелен на тех же потенциальных покупателей. За информацией на баннере стоит тот же самый комплекс маркетинга, а «охаживать» потребителя придется комплексно – все так же, как и раньше – руководствуясь принципами комплекса промотирования. 
  • Наглый заголовок, стимулирующий клик – не может продать. Насобирать «кликальщиков» может, привести на сайт бота поисковой системы – может. Но продают продавцы и только когда: умеют продавать, имеют нужный товар, адекватную цену и комплекс помогающих продаже сопутствующих услуг. Продают, считают, отгружают, доставляют и оказывают сервисные услуги те, кто и раньше это делал.

Значит дело в том что «онлайн бизнес» – это не что-то принципиально другое, а и интернет-реклама – это лишь один из информационных каналов, доступных для популяризации и привлечения внимания. И хорошо, если этот канал эффективнее, чем, скажем ТВ. Плохо, если интернет-рекламой занимаются просто потому что так проще и ненапяржнее заниматься рекламой или только потому что, так делают «все». 

Про каких-то новых и новейших современных продвинутых «интернет-людей», потребляющих это новейшие онлайн-товары…

Друзья, вы когда-нибудь видели счета, контракты и прочие коммерческие документы, подписанные «компьютером», «компанией», «бизнесом», «предприятием»? Нет! Там стоят подписи конкретных людей! И не важно, как организован информационный обмен между ними – через Интернет, по телефону, почтовой переписке или через личные контакты.  Нет, важно! Важность того с помощью каких средств осуществлять коммуникацию и торговлю определяет покупатель!
Если покупателю удобно покупать фрукты на рынке, то открыть интернет-магазин по их продаже – прикольно, но как отдельная бизнес-модель он не жизнеспособен. Объяснение простое – люди фрукты покупают не на рынке (в офлайн-магазине), а свежими, сочными и спелыми. Продавать нужно так, там и тогда, – когда, где и на каких принципах это удобно покупателю.А удобно покупателю, в случае покупки фруктов, это понюхав, покрутив и попробовав фрукты на вкус. 

Сегодня за любым успешным онлайн-торговцем стоят квадратные метры складских площадей, заполненных реальным, а не виртуальными товарами, логистические операторы, реальные, а не виртуальные продавцы и миллионы реальных покупателей. Изменился лишь внешний вид их торговой витрины, но принципы торговли не изменились.

Именно от людей – организующих маркетинг и бизнес, а также от людей покупающих, а не от возможностей, предоставленных интернетом, зависит, в конечном счете, эффективность ЛЮБОГО бизнеса. Отсюда само собой напрашивается простой вывод: главное внимание не к компьютерам, «навороченным движкам» для интернет-магазинов и огромному ассортименту онлайн-торговли, а к людям, к покупателям, к их проблемам и их желаниям.
«Компьютер имеет такое же отношение к принятию решений, как перо – к литературе. Но согласитесь, что писать без пера очень неудобно» 

Роберт МакНамара
американский предприниматель и политик.


Друзья, те, кто «продает» вам идею особости электронной коммерции лжет:

  • Лгут, говоря о каком-то особом типе человека – «человек современный», принимающий как-то по-особому решение о покупке;
  • Лгут, когда говорят, что люди все чаще проводят времени в интернете. Как спали по 6-8 часов в кроватях, так спать в интернет и не уходят. Как работали по 8 часов, как толкаются в пробках и в транспорте, сколько тратят времени на покупки продуктов питания, – так ничего и не поменялось;
  • Лгут, когда уверяют вас, что раз времени в интернете они проводят больше, то и больше времени готовы тратить на продавцов, навязывающих им свою рекламу. Лгут, нагло и беспардонно;
  • Как читали до покупки обзоры и описания покупаемого, как сверяли цены, как перелистывали каталоги – так и продолжают это делать. Просто каталоги стали другими, а принципы, на которых люди изучают и  принимают решения, остались теми же; 
  • Лгут, когда говорят, что через интернет можно продать все и тут же указывают вам на Алиэкспресс или Амазон. Девять  из десяти никому не нужного товаров, все так же, не находят своих потребителей или их продажи на уровне пограшности, ибо предложение ничего не стоит без спроса. Таков закон рынка! 
  • Лгут, когда говорят вам про заголовки и тексты, способные так «охмурить» покупателя, что цены, качество товара, удобство покупки, компетентность продавцов – не играют, на фоне таких текстов, значительной роли («контент - король!»).
  • Лгут, когда придумывают какие-то другие и особые метрики качества рекламы в сети Интернет;
  • Лгут, когда подменяют на фальшивое само понятие качества рекламы (в интернете, качественная реклама выглядит иначе и меряется как-то иначе).

Хорошо, что, Бог дал маркетологам «два уха и один рот», в отличии от бизнесменов и рекламщиков, у которых все наоборот. Хорошо, что ВУЗы все-таки готовят специалистов с системным образованием. Замечательно, что системно мыслящих и действующих маркетинговых специалистов становится все больше. Поэтому, не зря сейчас снова заговорили о персонализации, развитии взаимоотношений с клиентами и о поддерживании с ними долгосрочных отношений.
Отношения с клиентом. А не в интернете!  

Опять «в моде» взгляды и подходы к рекламе, предлагавшиеся много десятилетий назад такими мэтрами, как Хопкинс, Огилви и другими. Похоже, на смену «электронному маркетингу» и электронной коммерции приходит маркетинг «с человеческим лицом». Ну сами посмотрите:
  • Большие бренды продвигают люди. Если раньше это были коммивояжеры и торговые представители, то теперь это блогеры, но мало что изменилось – люди продают людям.
  • Крупные ритейлеры уходят в интернет, но как была велика роль витрины, рекламы и качества товара, так ничего и не изменилось.
  • Растет доля рекламы в интернет, но не падает доля ТВ-рекламы и принципы этой рекламы остались прежние.
  • Социальные СМИ очень медленно, но возвращаются к той роли, которая им убыла уготована – роль социальная. Вместо прямого и непрямого рекламирования товаров и услуг – социальная поддержка брендов, создание сообществ, продвижение идей и принципов. А торговля – торговлей и ей занимаются в магазинах и в компаниях. Это происходит, действительно, медленно. Причина проста – маховик лжи (в соцсетях больше людей, реклама дешевле – там и нужно продавать) последние годы, раскручивался очень активно.
Хайп «интернет-торговля убьет коммерцию» спадает. За электронными системами остается лишь роль упростителя переносчика и хранителя информации – та роль, ради которой они и придумывались.
Сеть Интернет – это прямой путь в дома миллионов покупателей. Возможности Сети очень велики, но пока еще большинство компаний не умеют ими пользоваться

Роберт Де Лей, президент Ассоциации Прямого Маркетинга


* * *

Несколько важнейших вещей, важных для вашей успешной деятельности в Интернет: 

  • Электронного бизнеса или электронной коммерции не существует. Есть упрощаемая интернетом коммуникация между продавцом и покупателем. Есть просто бизнес, построенный по тем же законам, что и тысячи лет назад. Как никто не придумал, онлайновых станков, виртуальных поточных линий по выпуску реальных товаров и как не существует виртуальных потребителей реальных товаров, так и электронного бизнеса и электронной торговли не существует.
  • Электронного маркетинга – как маркетинга ради каких-то иных «электронных» товаров и виртуальных людей не существует. Те же рыночные законы, те же принципы маркетинговых коммуникаций. Те же постулаты маркетинга и термины те же. 
  • Успех в бизнесе и маркетинге определяется людьми, точнее тем, насколько они профессиональны и понимают свою аудиторию. Машины, движки, скрипты, «лендинги», «лид-магниты»  – ботва, если вы покупаете их, как шаблон, кажущийся способным упростить или удешевить вам ведение бизнеса. 
  • Основу ЛЮБОГО бизнеса составляет налаживание доверительных взаимоотношений с клиентами. С клиентом, а не в интернете! 
Теперь же самое время посмотреть, а как можно эти принципы использовать в вашем бизнесе…

  317 просмотров

Материалы по теме:

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: