Выпускники-маркетологи, Диплом. Анализ соответствия профессиональных качеств выпускника-маркетолога требованиям рынка и способы их совершенствования
 
Доброго времени суток!
Пишу диплом на тему: "Анализ соответствия профессиональных качеств выпускника-маркетолога требованиям рынка и способы их совершенствования".
Грубо говоря, насколько хорошо нас, маркетологов, готовят ВУЗы и кому мы такие "хорошие" нужны?
В ходе исследования, да и по собственному опыту, столкнулась с проблемой, что подготовка маркетологов абсолютно не адаптирована на требования рынка. Проект работы заключается в разработке мероприятий, направленных на модернизацию процесса подготовки маркетологов (по содержанию дисциплин, по формам подачи материала, предложение по созданию фестиваля-конкурса по маркетингу и рекламе на базе нашего ВУЗа, советы по самообучению).
Не могли ли Вы подсказать по каждому аспекту проектной части (то, что в скобках), что на Ваш взгляд, точно нельзя упустить и внедрить, чтобы ВУЗы выпускали действительно компетентных и, хотя бы на 60 %ов способных решать конкретные практические маркетинговые задачи, специалистов?
Спасибо.
Изменено: Виктория Фролова - 13.06.2013 01:24:19
 
Цитата
[по содержанию дисциплин, по формам подачи материала, предложение по созданию фестиваля-конкурса по маркетингу и рекламе на базе нашего ВУЗа, советы по самообучению).
Чуть было не начал со слов: " включая переподготовку, точнее подготовку преподавательского состава", затем прочел про "нашего ВУЗа и понял, что так диплом не защитить :)))

Виктория, дело в том, что по-настоящему ,  что-по посоветовать нужно знать  проблемы маркетинга Вашего ВУЗа. Трудно , не зная "формы подачи материала" сказать, что именно их стоит "не пропустить". Ситуация у Вас сложна: если проблемы не в списке и перечень, а глубже - их описание неизбежно приведет Вас к не проблемам при защите. Описать банальщину из списка - сделать диплом серым и бесцветным, поскольку, еще раз: фигня в перечне написана.

Вот истинная причина, типичная для большинства ВУЗов, в которых типа  преподают маркетинг. Посмотрите
Начните читать с середины переписки. Рискнете описать это?

Если рискнете, то продолжить стоит отсутствием маркетинговой практики в ВУЗе. Скажите Ваш институт отправляет вас на практику в реальные компании не с за тратами на рекламу, а с реальным 4Р маркетинга? Открытые уроки с приглашенными маркетологами проводит? Трудоустройством маркетологов занимается? С какими компаниями у ВУЗа контракты? На отработку эти компании студентам реальные задачки сбрасывает?

Ё-моё, практические кексы для учебного процесса реальные маркетологов пишут? Пришлите рекомендуемый Вам список маркетинговой литературы.  В нем книжки 90х годов отечественных экономистов?

Виктория, кто у Вас дипломник? Он доцент экономист? Может от-того Вы вопросы не ему задаете, а тут?  

Виктория, вот истинная проблема, а не тот список, что Вы привели!
Сайт о маркетинге https://www.marketch.ru
 
В том и и соль, что проблема во всем.
Я на третьем курсе пошла работать маркетологом и бренд-менеджером, и училась на работе ровным счетом заново.
И то учиться было не у кого. Приходилось осваивать все самой.
И тут же проблема другая: работодатели. В маркетинге они толком тоже ничего не понимают и их задачи зачастую не конкретны, но очевидны: повысить продажи.
А как это сделать думай сама.
Ваше предложение, поменять преподавателей, я понимаю, и я об этом писала, но не конкретно про наш ВУЗ, а в целом, так сказать в рамках описания отрасли.
Я в проекте буду предлагать новую дисциплину, которая должна будет стать именно инновационной: digital, интернет-маркетинг, брендинг и так далее.
И еще. Для работодателей очень важно портфолио студента, его практический опыт: конкурсы, проекты, что угодно (это из интервью с директорами рекламных агентств). А у студентов такого нет. Поэтому одно из моих предложений - создание фестиваля "Неделя маркетинга и рекламы в моем вузе"
вот тезисное описание
Фестиваль «Неделя маркетинга в ...» состоит из нескольких этапов, важнейшим из которых является конкурс на самое успешное выполнение брифа. Конкурс реализуется по нескольким секциям: маркетинг, коммерческая реклама, социальная реклама, event. Участники подают заявку на участие в фестивале, отмечая в заявке секции, на которых они бы хотели поработать. Компьютер миксует конкурсантов, сортируя их на команды, учитывая их пожелания по секциям. Микс участников позволяет приблизить рабочий процесс к реальным условиям, учит быстрой адаптации для продуктивной коллективной работы, но сохранения духа соревновательности между собой. Разные ВУЗы, специальности, опыт и возраст участников позволяют синтезировать общие знания для получения качественного результата.
За каждой командой закреплен смотрящий, который фиксирует вклад каждого участника в работу над брифом, выставляя баллы, и в последующем подводя итоги груп-повой работы. Заказчик может попросить смотрящего выступить в роли директора по персоналу, ведь именно смотрящий имеет возможность увидеть человека в работе и рекомендовать его заказчику. Организаторами фестиваля разрабатывается положение, по которому идея решения брифа презентуется и отдается заказчику. В каждой секции по каждому брифу выбирается команда-победитель. В этой команде смотрящий выделяет несколько человек, набравших наибольшее количество баллов. Они и становятся победителями фестиваля в своей секции. Организаторы выдают всем участникам оформленные работы для портфолио. Победителям фестиваля выдаются рекомендации с учетом их достижений, наблюдаемых смотрящим лицом.

Очень бы хотелось услышать ваш коментарий по поводу целесообразности и содержательности такого фестиваля.
Спасибо.
 
Виктория, есть что прокомментировать , вот только до стационарного компа доберусь. Пока же...
Цитата
Фестиваль «Неделя маркетинга
Для работодателей важен практической опыт. Подчеркиваю, практической ! Практика - это всегда "за стенами ВУЗа". Студенческие игры в маркетинг меня - практика не очень интересуют. А вот то, на что бы я действительно обратил внимание, применительно к фестивалю, так это кем подписан диплом победителя фестиваля. Подпись ректора меня не устроит, а вот подпись Вексельберга, Грефа, кого-то из моего рыночного сегмента вполне сгодится. Опыт студента меряется по опыту его препода!

Если привлечете к фестивалю для составления кейсов и для арбитража "лидеров мнения" - поднимите значимость мероприятия. Если задания опять будут люди с кафедры писать - получите опять все тот же по значимости ... процесс!
Сайт о маркетинге https://www.marketch.ru
 
Маркетинговая програма практики в ВУЗе действительно как таковая отсутствует.
Институт на практику в реальные компании с реальным 4Р маркетинга НЕ ОТПРАВЛЯЕТ
Открытые уроки с приглашенными маркетологами не проводит
Трудоустройством маркетологов занимается, но это совсем не желанные должности.
Контракты у ВУЗа с предприятиями есть, но это в основном промышленные предприятия.
Кейсы берутся скорей всего общедоступные, хотя на кафедре пишут тоже по-моему.
Литература рекомендуемая, да, в основном, устаревшая.

Я понимаю, что да, действительно нужны встречи с маркетологами, реальная практика, это я все безусловно указала в дипломе.
Просто для проектной части ТОЛЬКО этой мысли недостаточно.

Жду ваших комментариев со стационарника)))
Спасибо за ваши ответы.
Изменено: Виктория Фролова - 12.06.2013 20:28:38
 
Виктория, а в практике предложите сделать все то, на что вы ответили "этого нет" выше, объясните причину необходимости, пользу для ВУЗа и выпускники, обязательно пользу для работодателя.

Кстати, посмотритеи что в своих целях и задачах пишет Роснано и Сколково. Там прилично сформулированные мысли о необходимости "смычки" бизнеса и науки и подготовке кадров на деньги государства (через эти ОАО) по важнейшим отраслям экономики страны. Что-то подсказывает, что из этих текстов можно просто копировать и чуть переосмысленно предлагать собственному ВУЗу.

У Роснано ищите "Департамент облучающих программ"
Сайт о маркетинге https://www.marketch.ru
 
Ну вот, добрался до компа.
Цитата
Ваше предложение, поменять преподавателей,
ни в коем случае такого не предлагал, да и если предложить - на этом процедура защиты диплома и закончится. А вот предложить стажировки, межвузовые круглые столы, MBA для них наверное разумно, в качестве отработки одного из векторов, приводящих к улучшению ситуации.
Цитата
Я в проекте буду предлагать новую дисциплину
ну дисциплина-то, положим, маркетинг. А вот предложить подумать над 4P маркетинга и предположить, что за каждое "Р" из комплекса может отвечать отдельный маркетинговый специалист (что на самом деле так и есть. Вот, например, взгляд на 4P  с позиции трейд-маркетолога) и отрабатывать не скопом весь маркетинг-микс, а каждое из слагаемых комплекса - это похоже на иноватику, поскольку если сколь-ко то часов на "рекламу" вы в курсе найдете, то ни одного часа на трейд-маркетинг - это уже проблема. Еще как-то консьюмер-промоушн, еще как-то мерчандайзинг и маркетинг по ритейлу, но вот про построение маркетинговых каналов (не сбытовых каналов, не про дистрибьюцию - товарную логистику) - ни слова. НИ слова объяснения от чего не дело дистрибьютора заниматься промоушеном без вендора - вот о чем речь!
Цитата
Для работодателей очень важно портфолио студента,
про это я уже ответил. "Умею пользоваться фотошопом и иллюстратором" или "могу сделать макет лифлета" - все это разные умения. Первое умение - это про студента, второе - это про специалиста - практика. Второе для работодателя интереснее.
Цитата
Очень бы хотелось услышать ваш коментарий по поводу целесообразности и содержательности такого фестиваля.
А это вопрос достойный целой заметки.

Давайте попытаюсь кратко:
1. Фестиваль для студентов - для их портфолио и резюме, для ВУЗа или для будущего работодателя? Предлагаю выбрать.
2. Пока не поставите цель (целью не может быть: придумать что-то оригинальное для диплома") - не понятно для кого это нужно и какие ресусы потребуются.
3. Положим, что цель: удовлетворить работодателя, убедить его в фундаментальности знаний и опыте.
4. Опыт должен быть практическим -  никаких студенческих капустников, коллоквиумов и семинаров. Поменьше шоу - побольше практики.
5. Нужно убедить работодателя. Убедить его могут только
-  его же коллеги, равные могут поручиться за студента для равных
- выполненная практическая работа для него же по его же задаче. Пусть даже выполнение не будет принято, но сравнение того, что "нарисовал" студент, с тем, что ему реализовал его практикующий маркетолог, положительная оценка этого маркетолога студенческим усилиям, мыслям - вот залог успешности мероприятия.
6. Значит необходимо привлечь практиков в качестве "лидеров мнения" для оценки, формулирования задания и т.п.
7. Где найти практиков и как их привлечь?
8. В первую очередь - это успешные выпускники Вашего же ВУЗа. Успешно устроенные, с доходом и опытом. Берете базы выпускников и обзваниваете. Кого-то обязательно зацепите идеей.
9. Ищите Федеральные государственные программы развития образования, науки и проч. Лидеры, руководители этих программ занимаются этой работой за деньги государства. Их задача - заниматься тем, о чем Ваш диплом. Да Вы для них просто находка: сами нашлись, сами что-то придумали, сами организовали, им останется поставить себе в актив выполненную Вами работу, да еще и самоотпиариться. Кто это такие: найдите профильный комитет в ГосДУме Федерального Собрания РФ, Ваш ректор куда-нить входит и что-то уже делает, какому-нить Прохорову для самовыдвижения мэром Москвы лишняя поддержка стеденчества не помешает и т.п.
10. Найдя таких лидеров Вы убиваете сразу 100 зайцев: ВУЗ получает:
- получаете подпись в дипломах и сертификатах - студентам верят будущие работодатели,
- получаете практиков, помогающих если не в учебном процессе, то в этой [S]афере[/S] затее с Фестивалем,
- получаете мастер-классы и открытые уроки в период фестиваля
- получаете возможность трудоустройства (ну какой бывший выпускник ВУЗА откажет своему преподу в помощи трудоустройства студента, да еще если он будет знать (по итогам фестиваля), что студент - не лох.
- Ректор получает почет новатора и активного, болеющего за дело учителя.
11. Вы лично:
- защищаете диплом;
- получаете бонус в карьеру;
- имя в студенческих кругах и в кругах бывших выпускников - маркетинговых практиков
- получаете возможность и своего трудоустройства.
12. Работодатель получает:
- гарантировано толкового студента на работу,
- получает его за копейки,
- не тратится на hh.ru и прочих консалтеров, который лупят с работодателя по 10 месячных окладов за каждого трудоустроенного ими.
- поручает и получает аутсортинговую работу, которую можно доверить студентам, но которая много бы стоила, если б ее делали те же маркетинговые агентства.

Собственно вот Вам и доказательная база для практической части диплома применительно к Форуму (фестивалю и проч). Только заменить мое краткое перечисление своими длинными абзацами и все готово.

Да, не описал только PR составляющую, а она должна быть. Привлечь кого-то легче, если СМИ расскажут о Вашей затее. Рассказать они смогут и станут этим заниматься даже без денег, когда:
1. будет социальная значимость
2. Будет время и место. Скажем затевать такое стоит в конце мая на волне ГОСов, выпускников, абитурьентов и проч.
3. Когад Вы им назовете пару-тройку известных им имен в качестве лидеров Вашей затеи, согласившихся быть лидерами.
4. Соответственно и наоборот: будет PR - лидеры повалят, большинству "за радость" засветиться, тем более, если им это ничего не стоит.

Ну вот, Виктория, мое мнение про Фестиваль, точнее про его формат.
Сайт о маркетинге https://www.marketch.ru
 
Спасибо Вам большое за такой полный и обоснованный взгляд на фестиваль и на всю проблему, в целом.
Обязательно напишу в дипломе о том, что Вы думаете по поводу фестиваля, его форме, и плюсах для каждой из сторон.
Спасибо еще раз=)
Читают тему (гостей: 1)



Поделиться: