Жизненный цикл

Жизненный цикл — теория, согласно которой все товары и рынки за время существования проходят последовательно четыре основных этапа: внедрение товара или рынка, рост объема продаж, зрелость и спад объема продаж и прибыли.
Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи. Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. В маркетинге не существует вечного товара.

Понятие жизненного цикла товара применяется как к классам товаров, так и к подклассам и даже к определенной модели или торговой марке. (Хотя многие экономисты говорят преимущественно о жизненном цикле только товара, почти отрицая наличие жизненного цикла у классов и подклассов товаров.) Конкретная модель товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара.
Когда мы говорим о жизненном цикле товара, то имеем в виду следующее:

  1. срок жизни товара ограничен;
  2. объем продаж продукта включает несколько этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, возможности и проблемы;
  3. на разных стадиях жизненного цикла товара прибыль, которую приносит товар, варьируется;
  4. каждая стадия жизненного цикла товара требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития оборота и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, то есть динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл товара в этом случае выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько стадий: разработку, внедрение, рост, насыщение и спад.

Жизненный цикл организации. Организации, как и системы, не вечны: они зарожда­ются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка и сменяются другими или полностью перерождаются, об­новляются. Концептуальная модель жизненного цикла организации (ком­пании, фирмы) обычно представлена в виде пяти последовательно сменяющих друг друга этапов: зарождения и накопления потенциа­ла; возрастающего развития; стабильности и опасности цикличе­ского кризиса; кризиса и послекризисного состояния. Жизненный цикл организации — это период, в течение кото­рого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цик­ла. Примеры различного типа циклов представлены на рисунке:

  1. бы­стрый рост, короткая зона стабильности и быстрый спад;
  2. медлен­ный рост, довольно продолжительная стадия стабильности и резкий спад;
  3. бурный рост, малый период стабильности и спад;
  4. нор­мальный рост, продолжительный период стабилизации, спад.

Понятие жизненного цикла организации тесно связано с понятием жизненного цикла изделия или продукции, которое широко использу­ется при планировании маркетинга и снабженческо-сбытовой дея­тельности, при организации послепродажного обслуживания изделий, при прогнозировании будущего организации.

Жизненный цикл изделия — это промежуток времени от замыс­ла изделия до снятия его с производства и продажи. В маркетинге при­нято рассматривать следующие стадии жизненного цикла изделия:

  1. Предварительный анализ;
  2. Системный анализ, определение требований;
  3. Проектирование;
  4. Разработка;
  5. Тестирование и интеграция (если не самостоятельное изделие);
  6. Принятие, установка, развертывание; 
  7. Техническое обслуживание;
  8. Оценка и корректировка и переход на п.3, или п.9;
  9. Утилизация.

На начальных стадиях жизненного цикла изделия преобладают расходы (затраты на исследования, капитальные вложения в производство и маркетинг и т.д.), на стадиях зрелости и насыщения преобла­дают доходы, и в конце концов рост убытков заставляет прекращать производство.

Жизненный цикл инноваций – совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется в источниках как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта (Rogers, Everett, «The Diffusion of Innovations», The Free Press, New York, 1962).

Теоретическое обоснование концепции «жизненный цикл» сходит из теории развитие организма, именуемой «онтогенез» – совокупность последовательных морфологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.



Ссылка для цитирования:

«Жизненный цикл» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_zh/life_cycle/
  51.16K просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: