Прямой маркетинг
Прямой маркетинг (директ-маркетинг, direct marketing) - прямое, без промежуточных звеньев, взаимодействие продавца (производителя) с потребителем в процессе продажи товара. Прямой маркетинг представляет собой вид маркетинговой коммуникации, в основе которого персонализованное отношение к клиенту, предполагающее тесное взаимодействие, обратную связь, при не использовании для коммуникации информационных посредников. Таким образом, прямой маркетинг ориентирован не на целевые группы, а на отдельных персоналий.
Цель прямого маркетинга - планируемая ответная реакция покупателя, выраженная в покупке товара.
Задача прямого маркетинга могут рассматриваться в двух аспектах:
- налаживание планируемых взаимоотношений с покупателем;
- осуществление продажи.
Если детализировать, то задачи прямого маркетинга можно конкретизировать:
- привлечение внимания получателя;
- удержание потребителя в сфере воздействия;
- развитие долгосрочных личностных отношений с покупателем;
- стимулирование первой покупки;
- создание предпосылок многочисленных повторных покупок;
- изучение реакции потребителя;
- увеличении объемов продаж, приходящихся на покупателя;
- расширение ассортимента покупок;
- увеличение частоты покупок;
- рост лояльности потребителя.
Виды прямого маркетинга (формы прямого маркетинга):
- личная (персональная) продажа;
- электронная торговля;
- персональная презентация;
- директ-мейл маркетинг;
- телефонный маркетинг;
- телемаркетинг;
- интернет-маркетинг;
- каталог-маркетинг (рассылка каталогов).
Характерными для прямого маркетинга явялются следующие коммуникационные характеристики:
- адресность и сфокусированность на клиенте, возможность гибкой приспосабливаемости к запросам получателя;
- непосредственный, прямой характер в отношениях "продавец-покупатель";
- измеряемость эффекта коммуникации директ-маркетинга;
- высокая стоимость одного контакта прямого маркетинга.
Термин директ-маркетинг сформировался в Америке и был впервые озвучен Лестером Вундерманом (англ. Lester Wunderman) в 1967 г.