Предиктивный маркетинг

Предиктивный маркетинг (predictive marketing, предсказуемый маркетинг) – это рыночная деятельность, осуществляемая с очевидной осмысленностью и определенностью (предсказуемостью) поведения, реакций и действий.

Термин происходит из математики и логики, где «предикативность», нестрого говоря, – осмысленность и определенность. Предиктивность обозначает возможность предсказать событие на основе анализа факторов наступления события.

Цель предиктивного маркетинга – оптимизация, за счет исключения необоснованных (не имеющих обоснования или не ведущих к цели) маркетинговых затрат и усилий маркетинг-менеджмента

Задачи предиктивного маркетинга:

  • Повышение эффективности маркетинговых кампаний;
  • Оптимизация коммерческих усилий.
  • Концентрация усилий на решении текущих задач маркетинга.
Принципы предиктивного маркетинга:
  • Точность цифр;
  • Создание профилей потребителей;
  • Таргетированность;
  • Вовремя и в срок;
  • Оперативность в корректировке.

Суть предиктивного маркетинга. Еще в 1912 году вышла книга Чейни Альберта Гарнера «Конструирование рекламы. Простым языком» («Advertising construction simplified) в которой автор делает попытки классифицировать рекламу на «общую и специальную». По мнению автора, «специальная реклама» (в последствии, получившая название «реклама прямого отклика») позволяет, связать количество и качество рекламных публикаций и отслеживаемые доходы в розничной торговле. Тем самым, понимая принципы и законы рекламы, имея опыт рекламирования, становится возможным, с той или иной вероятностью, прогнозировать продажи.

Традиционной задачей маркетинга является коммуникация с разными потребителями, находящимися в разной стадии готовности совершить покупку. Работа с разными группами потребителей приходится решать разные задачи. Потенциальные потребители, до контакта с предметом маркетинга, находятся в неведении, потому маркетинг направлен на их осведомление о сути предложения, преимуществах предложения и выгодах потребителя. Маркетинг стремился к «узнаваемости» продукта и бренда – как ключевой задаче, выполнение которой помогало лучшему представлению продукта и бренда для потребителя.

Если спрогнозировать число контактов с аудиторией представляется возможным, то предугадать, на этом этапе, сколько представителей целевой группы совершит покупки – невозможно. Еще сложнее с предсказуемостью отношения потребителей к бренду и, тем более, как изменение отношения к бренду, повлияет на рост числа продаж и выручки. Предиктивный маркетинг концентрирует внимание:

  • на целевых потребителях;
  • на предсказуемости результатов;
  • на обоснованности решений;
  • на статистике, против экспертных мнений и прогнозов;
  • на исключении экспериментов;
  • на удержание потребителей, против привлечения новых потребителей;
  • на решении текущих задач, вместо реализации проектов, результативность которых не очевидна и(или) результаты от которых ожидаются в будущем.

В основе предиктивного маркетинга лежат следующие составляющие:

  • предиктивная аналитика, подразумевающая работу с выборками данных в целях определения паттернов, позволяющих с большой долей вероятности утверждать, что то или иное событие будет иметь место в будущем;
  • автоматизация процессов сбора и анализа информации – автоматизация становится достаточно умной, чтобы просеивать информацию и готовить принятие решения;
  • предиктивный маркетинг-менеджмент – механики и инструменты, позволяющие оперативно корректировать стратегию маркетинга, внедрять модификации на тактическом уровне, планировать и запускать кампании, основанные на полученных прогнозах.

Предиктивная аналитика – отслеживание прошедшей активности и построения адекватных, с точки зрения полноты и реализуемости, моделей для принятия решений на основе имеющейся информации.

Критика предиктивного маркетинга:

1). Концентрация на «предсказуемости» – решении текущих задач, реализации тактических планов, на цифрах статистики и тому подобное, позволяет концентрироваться, но сужает видение, игнорирует перспективу и опускает горизонт планирования, что, в ряде случаев ведет к ошибкам и потерям. Иллюстративный пример с описанием проблем предиктивного маркетинга.

2). Термин «предиктивная аналитика» фальшив, поскольку за этой лексемой нет сколь-нибудь серьезного и научно обоснованного содержания.


Ссылка для цитирования:

«Предиктивный маркетинг» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/predictive-marketing/
  8.00K просмотров


Поделиться: