Прогноз

Прогноз (forecast) – научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта или события в будущем и сроках наступления такого события, и (или) о иных состояниях объекта и (или) об альтернативных вариантах развития.

Характеристики прогноза:
  • точность прогноза ­ оценка доверительного интервала прогноза для определенной доверительной вероятности его осуществления (в том случае, когда прогноз имеет вероятностный харак­ тер),
  • достоверность прогноза ­ оценка вероятности осуществле­ ния прогноза для заданного доверительного интервала (в том случае, когда прогноз имеет вероятностный характер),
  • ошибка прогноза ­ фактическая величина отклонения прогно­ за от действительного состояния объекта прогнозирования.
Виды прогноза в зависимости от периода упреждения:
  • оперативные, текущие, краткосрочные – основаны на прогнозировании на очень малый промежуток времени, в основном на учёт и прогнозирование действия случайных факторов. Период упреждения, равен одному шагу наблюдения;
  • средне­ срочные – изучение, анализ и прогнозирование, как случайных факторов, так и тенденций развития основных, определяющих факторов; 
  • долгосрочные и дальнесрочные – учет не только детерминированных и случайных, но и неопределённых факторов.
Виды прогноза по содержанию:
  • поисковый прогноз это прогноз, содержанием которого яв­ ляется определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;
  • нормативный прогноз это прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состо­ яний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. 
  • Прогноз при условии – осуществляется, исходя из постановки задачи, структура которой может быть выражена условием: «Если A примет значение А1, то B примет значение В1». То есть, такой прогноз позволяет выяснить возможные состояния объекта при тех или иных условиях.
  • Безусловный прогноз прогноз, который определяет будущее объекта без учета каких­либо условий, например: «В примет значе­ ние В1». Впрочем, можно согласиться с мнением о том, что без­ условный прогноз это разновидность условного прогноза его дей­ ствительно можно сформулировать следующим образом: «Если ни­ чего не будет меняться, то В примет значение В1»
Прогнозирование ­ – это процесс разработки прогноза. Прогнозирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов, на каждом из которых решаются совершенно оригинальные задачи с помощью присущей только этому этапу совокупности методов и подходов. В целом прогнозирование может быть представлено в качестве некоторой системы подходов и методов, используемых для достижения наиболее точного прогноза.

Период упреждения прогноза (время упреждения, период прогнозирования, срок прогнозирования, дальность прогноза, горизонт прогноза) ­ – это тот промежуток времени, на который разрабатывается прогноз. 

Периода основания для прогноза – промежуток времени, на основании которого строится прогноз, период в течение которого производилось изучение некоторого прошлого множества наблюдений. При этом следует исходить из ряда обязательных принципов анализа:

  • принцип системности –  комплексное изучение объекта с позиций единой системы взаимосвязей явлений и факторов прогнозного фона,
  • принцип природной специфичности – тщательного изучения особенностей объекта прогнозирования. Именно выявление этих особенностей позволяет избежать ошибки инструментария, когда ис­ пользуемый прогнозный аппарат оказывается непригодным для дан­ ного объекта из­за присущих ему специфичных свойств,
  • принцип оптимальности затрат (оптимизации описания объекта прогнозирования) –  провести анализ и осуществить прогноз с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.





Ссылка для цитирования:

«Прогноз» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/forecast/
  6.82K просмотров


Поделиться: