Методы исследования рынка

Методы исследования рынка – это приёмы, процедуры и операции эмпирического, теоретического и практического изучения и анализа маркетинговой среды, в которой существует компания.

Классификация методов исследования по месту проведения

  • полевые методы исследования – исследование маркетинговой среды в естественных условиях (опросы, тестинги);
  • кабинетные методы исследования рынка; 

По соответствию маркетинговым методикам различаю следующие методы исследования рынка: 

  • формализованные (стандартизированные) – методы исследования рынка, предполагающие следование жёсткой программе;
  • неформализованные; 

Классификация методов исследования рынка по соучастию маркетолога-исследователя в процессе исследования рынка:

  • открытые маркетинговые исследования – традиционные исследования (см. опросы, теснили);
  • тайные маркетинговые исследования – стороннее наблюдение и фиксация поведения объекта, его отношение к субъектам рынка (тайный покупатель, эксперимент, кабинетные исследования); 

Классификация методов исследования рынка по частоте применения методов исследования: 

  • регулярные исследования;
  • повторные исследования – исследования, проводимые с целью уточнения, подтверждения полученной ранее информации;
  • однократные наблюдения; 

По объёму исследования рынка различают методы

  • сплошные исследования;
  • выборочные исследования; 

Классификация методов исследования рынка по способу получения информации

  • прямые (непосредственные) методы;
  • косвенные (опосредованные); 

В зависимости от объекта наблюдения различают методы исследования: 

  • исследование внешних маркетинговых объектов; 
  • самонаблюдение (например, качество обслуживание клиентов).

По способу получения информации различают следующие методы исследования рынка:

  • опрос – это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории;
  • наблюдение – это способ получения информации без какого-либо воздействия на объект наблюдения;
  • эксперимент – это такой метод исследования рынка, при котором изучают влияет определенных факторов на реакцию объекта изучения, методом контролируемого изменения одного или нескольких факторов и отслеживанием их влияния на объект изучения;
  • имитационное моделирование – представляет собой метод исследования, с применением заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования;
  • метод экспертных оценок — комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение.

Классификация методов исследования рынка по регулярности привлечения аудитории:

  • случайная выборка – случайным образом выбранные для изучения респонденты, относящиеся к целевой аудитории;
  • аксесс-панель – постоянная база респондентов, участвующих в маркетинговых опросах  

По методике сбора данных при проведении маркетинговых исследований методы исследования рынка можно классифицировать на две группы: 

  • количественные – методы исследования, основанные на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов;
  • качественные маркетинговые исследования – включают сбор, анализ и интерпретацию данных и проводятся путем наблюдения за взаимодействием субъектов с объектом исследования.

По цели маркетингового исследования рынка различают следующие методы:

  • методы исследования потребностей потребителя;
  • методы исследование реакции потребителя на маркетинговое воздействие (новинка, акция, распродажа);
  • методы исследования восприятия клиента (восприятие бренда, товара, рекламы);
  • методы контроль обслуживания (тайный покупатель, опрос, бальные методы);
  • методы исследование посредников;
  • методы изучение ключевых клиентов;
  • и т.д.



Поделиться: