Маркетинг территории

Маркетинг территории (территориальный маркетинг) — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании и инвестициях которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить: 

  • промоушн территории – маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляемый на территории и за ее пределами и служащий целям брендинга, формированию отношения к территории и росту популярности территории;
  • территориальный торговый маркетинг – маркетинг товаров, услуг, производимых и потребляемых на территории;
  • экстерриториальный торговый маркетинг – маркетинг товаров, услуг, производимых на территории и потребялемых за ее пределами;

К числу основных субъектов маркетинга территории относятся: 

  • производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.), 
  • его потребители (покупатели, пользователи);
  • финансовые посредники;
  • информационные посредники;
  • государственные структуры: муниципальные и федеральные;
  • общественные структуры. 

Заказчиками (иннициаторами) маркетинга территории могут выступать предприниматели, органы управления, целые сферы экономики, средства массовой информации, компании – естественные монополии, тесно связанные с территорией. Традиционно, активными участниками маркетинга территорий выступают производители продуктов, основные средства производства которых находятся на территории.

Целями маркетинга территорий могут считаться:

  • расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;
  • привлечение инвестиций, осваеваемых на территории;
  • привлечение покупателей и заказчиков на продукцию и услуги, производимые на территории;
  • повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;
  • формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
  • стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.

Стратегии маркетинга территорий. Выделяются четыре основные группы стратегий, нацеленных: на привлечение резидентов, развитие промышленности территрриии, экспорта региональных товаров и услуг.  Эти стратегии условно могут быть определены, как: 

  • маркетинг имиджа территории; 
  • маркетинг привлекательности (инвестиционной, скажем);
  • инфраструктурный маркетинг; 
  • маркетинг персонала.
Смотри термин в словаре маркетолога "территориальный маркетинг"

Реализация плана маркетинга территории – процесс перевода планов маркетинга территории в действия, обеспечивающие достиже-ние маркетинговых целей. Система реализации плана маркетинга тер-ритории состоит из взаимосвязанных элементов – программ действия, организационной структуры, людских ресурсов, управленческого кли-мата, культуры организации, систем решения и поощрений.

Продукт маркетинга территории – территория, имеющая свои конкурентные преимущества и недостатки. Территориальный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона как товара, которые мо-гут быть полезны для потребителей: для предпринимателей – близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы, условия предпринимательства, для туристов – климатические условия, достопримечательности, для инвесторов – цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.

Региональный маркетинг – это процесс выявления, создания и реализации предпосылок формирования экологически и социально-ориентированной региональной политики в целях формирования максимально благоприятной среды производства и жизнедеятельности, осуществляемой, как в регионе, так и вне его.

Маркетинг места – вид маркетинга, используемый с целью создания, поддержания или изменения мнения или отношения клиентов к отдельным местам. Маркетинг места включает маркетинг зон хозяйственной деятельности (местоположение заводов, магазинов, контор и т.п.), маркетинг мест отдыха (привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы, страны); маркетинг жилья и маркетинг инвестиций в земельную собственность (обустройство и продажа земельных участков как объектов помещения капитала).

Маркетинг страны – деятельность, ориентированная на повышение (поддержание) ее имиджа, притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях.

Маркетинг достопримечательностей – стратегия маркетинга территории, направленная на повышение притягательности данной территории для человека путем использования архитектурных, экономических, экологических, культурных, спортивных и т.д. памятников. 

Маркетинг инфраструктуры – стратегия маркетинга территории, имеющая целью повышение степени цивилизованности проживания, развития и хозяйствования на данной территории как долгосрочного конкурентного преимущества территории. 



Поделиться: