Менеджер

Менеджер – это управленец, занятый определением судьбы и хода вверенного ему конкретного проекта или занятый, более или менее, постоянной деятельностью.

Понятие менеджер – термин «теории управления». Термин «менеджер» относится к числу тех научных категорий, которые имеют множество различных толкований. При наличии определенных терминологических различий, очевидна связь между тремя базовыми категориями теории управления: «менеджмент» и «управление» и «менеджер».

Цель менеджера – управление процессом получения запланированного результата или, если процесс длительный, то получение результата на каждом из этапов процесса управления вверенной ему процессом или проектом (чем менеджер процесса отличается от менеджера проекта – см. ниже по ссыоке).

Задача менеджера – непременное обеспечение эффективности вверенного ему процесса или проекта, то есть, обеспечение большего результата при меньших затратах ресурсов (времени, денег, трудовых ресурсов). Для этого менеджер применяет доступную ему совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления тем, что ему вверено.

Менеджер, как социальное положение и должностные обязанности. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой управленческой деятельности. Менеджер – это работник компании, управленец с определенными ему уровнем отвественности и четко очерченными ему обязанностями, правами и полномочиями. С одной стороны, менеджер имеет право на принятие решений в рамках своих полномочий, с другой, обязан обеспечивать выполнение вверенных ему задач, обеспечивать подчиненных требуемыми им ресурсами.

Функции выполняемые менеджерами вне зависимости от уровня менеджмента:
  1. Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, необходимое для исполнения руководителем, с применением специальных приемов и способов.
  2. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники организации для достиже- ния этих целей. Планирование – это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими методами, определяясь со временем и пространство. 
  3. Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого предприятия. 
  4. Мотивация — это процесс побуждения работников к высокопродуктивной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Контроль — это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определения причин их невыполнения. 
  5. Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В зависимости от длительности, вверенного ему процесса, менеджеры подразделяются:
  • Менеджер процесса;
  • Менеджер проекта;

Процесс  – это воспроизводимая из раза в раз цепочка действий, цель которой – воспроизводство запланированного результата. 
Проект – деятельность, направленная на получение разового запланированного результата
Запланированный результат – качественно или количественно определенный итог, получаемый в результате цепочки (череды) действий или событий.

Если для управления этим процессом или деятельностью требуются люди,
то менеджер управляет и людьми, занятыми в ходе вверенное менеджеру деятельности или выполняющих конкретный проект. Люди – это трудовой ресурс, которым распоряжается менеджер. Впрочем, если люди не нужны, то менеджер самостоятельно обеспечивает процесс или деятельность – отсутствие подчиненных не делает его «недоменеджером». Так менеджеры могут управлять процессами и деятельностью для которых нанимаются внештатные сотрудники или их результат покупается у компаний, оказывающих услуги или производящих работы. 

Менеджеры подразделяются:
  • По уровням менеджмента;
  • По реализуемым функциям (функциональные менеджеры);
  • По отдельным структурам компании (линейные менеджеры).

Уровни менеджеров (вертикальный менеджмент). Деятельность или проект может быть локальными и мелкими или глобальными и крупными – все определяет поставленная менеджеру задача и выделенные для ее решения ресурсы. Если деятельность или проект глобальны, то менеджер делает их «декомпозицию» – разбивает на ряд последовательных и параллельных локальных процессов (направлений, векторов деятельности) или локальных и проектов.

Цели «декомпозиции» или выделения локальных проектов и процессов несколько:
  1. Выполнять их, если такое возможно, параллельно, убыстрая процесс;
  2. Ряд проектов имеет свою специфику и необходимые специфичные ресурсы...
... управлять выделенными локально специфичными процессами и ресурсами; параллельными процессами, – призваны локальные менеджеры, зачастую лучше знающими и более подготовленными для выполнения этих специфических задач. Поэтому, для каждого из более мелких локальных последовательных и параллельных процессов и проектов определяют своего локального менеджера, но поскольку эти процессы и проекты отрабатываются в рамках глобального процесса или проекта, то все эти менеджеры подчиняются главному менеджеру глобального процесса или проекта.


Если локальный процесс может быть, в свою очередь, подвергнут «декомпозиции», то из него выделяет свои подпроцессы и подпроекты. Это происходит по той же причине и с теми же целями.

Высший менеджмент (ТОП-менеджеры, менеджеры высшего звена) – менеджеры глобальных процессов или проектов, реализуемых в рамках компании осуществляют общее линейное руководство компанией и его подразделениями; осуществляют стратегическое планирование – определяют общие цели и осуществляют контроль за их достижением; реализуют общую стратегию процесса или деятельности компании, и отвечают за все вверенные им локальные процессы и проекты, а также за подпроцессы и подпроекты.

Менеджеры среднего звена (менеждеры локальных процессов и проектов), так же, как и все менеджеры, заняты определением судьбы и хода вверенной ему локальной деятельности (направления) или локального проекта. Менеджеры осуществляют тактическое управление, тактическое планирование, контроль и регулирование в рамках вверенных им локальных процессов и проектов.

Менедежры низшего (младшего) звена – менеджеры подпроцессов и подпроектов,. Менеджеры осуществляют оперативное управление вверенныи им ресурсами, специалистами и обеспечивают эффектитвносе достиженире поставленных для их продпроцессов и подпроектов целей. По ходу реализации подпроекта или подпроцесса, они решают локальные и текущие задачи и обеспеичвают, вверенных им специалистов, всеми необходимыми ресурсами, но в рамках выделенных для их подпроцессов и подпроектов.


Функциональный менеджмент (функциональные менеджеры, менеджеры слыжб). Каждая компания представляет собой реализатора множества функций:
  • Производственная;
  • реализационно-маркетинговая;
  • Ресурсно-обеспечительная;
  • Финансово-инвестиционная;
  • Социальная
  • и др.
Столь непохожие функции требуют непохожих процессы, которыми необходимо управлять. Функциональное разделение в управлении приводит к выделению менеджеров по специализациям. Функциональный менеджер – это руководитель специализированной функциональной службы.

Линейные менеджеры (линейный менеджмент) – менеджеры разных подразделений компании, находящиеся на одном и том же уроне менеджмента. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения и подчиняются менеджеру более высокого уровня вертикального менеджмента. Линейный менеджер осуществляет координацию деятельности вверенного ему подразделения в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.Так руководители филиалов компании, расположенных в разных городах – линейные менеджеры, подчиняющиеся, скажем, руководителю филиальной сети компании, стоящему над ними выше по уровню менеджмента.

Менеджер маркетинга (маркетинг-менеджер) – управляющий процессами планирования и реализации концепций ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как потребителя, так и способствующих достижению целей компании.



Ссылка для цитирования:

«Менеджер» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/manager/
  3.66K просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: