Кабинетное исследование

Кабинетное исследование (desk research) — сбор, изучение, систематизации и анализ вторичной маркетинговой информации о рынке, полученной из доступных источников , т. е. данных, определенным образом обработанных и содержащихся в основном в официальньїх и иных печатных источниках: периодике, экономических изданиях, статистических справочниках, внутрифирменных отчетах и т.д.

Кабинетное исследование — это совокупность методов сбора и оценки маркетинговой информации, содержащейся в данных, подготовленных для каких-либо иных целей. 

Термин кабинетное исследование произошел от формата и самой сути исследования "не вставая из-за стола", то есть, не прибегая к "полевым исследованиям" – проводить работу по изучению, анализу и систематизации уже имеющейся информации.

Вторичная информация для кабинетного исследования – маркетинговые данные, любые открытые данные, а также собранные ранее из внешних и внутренних источников данные для целей, быть может, отличных от целей кабинетного исследования.  В кабинетных исследованиях данные (вторичная информация) являются не целевыми, но представляющими интерес, поскольку  такие данные, косвенно, могут служить цели кабинетного исследования, а соотнесение одних косвенных данных с другими может служить инструментом для анализа объекта исследования.

Цель кабинетного исследования – оценка деятельности компании и подстройка ее деятельности к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя.

Задачи кабинетного исследования. Исследование может быть проведено для решения одной или одновременно нескольких, перечисленных ниже, маркетинговых задач:

  • составить общее представление о ситуации на рынке;
  • обозначить тенденции и перспективы развития рынка;
  • провести конкурентный анализ;
  • выявить структуру рынка;
  • выявить основные каналы сбыта и продвижения продукции;
  • установить объем и емкость рынка;
  • провести анализ ценовой политики на рынке;
  • провести анализ публикаций в СМИ об объекте исследовани;
  • обозначить ключевые аспекты дальнейшего исследования рынка с использованием качественных и количественных методов (фокус-групп, глубинных интервью, количественных опросов и т.д.).

Виды кабинетного исследования:

  • наблюдение за объектом – перманентное наблюдение за изменяющимся рыночным объектом (товар, бренд, конкурент, отрасль, рынок);
  • экспресс-экспертиза – получение оценочной информации (состояние рынка, оценки привлекательности отрасли, рыночны параметров бренда и проч.);
  • углубленное исследование  –  многофакторное исследование объекта с применением аналитических методов, с анализом прямых и косвенных данных об объекте исследования (исследование и анализ факторов, влияющих на объект исследования, находящихся как в рамках его рыночного сегмента, так и выходящих далеко за рамки сегмента, отрасли, страны).

Преимущество кабинетного исследования 

  • состоит в возможности получения информации о проблемах, недоступных  в результате прямого изучения объекта,  посредством субъект-объектного взаимодействия, как это делается при проведении маркетинговых исследованиях;
  • оперативность исследования – не требуется организации полевых исследовательских работ;
  • возможность исследования узкоспециализированный областей;
  • возможность построения модели развития событий по большому набору косвенных признаков.

Причины  применения кабинетных исследований:

  • при предварительном анализе данных с целью формулирования задач дальнейшего полевого исследования;
  • при недостатка средств на полноценное исследование;
  • в случаях, когда нет необходимости в высокой точности данных (экспресс-оценка);
  • в случае необходимости оценки на объект исследования влияния многих факторов;
  • в случае необходимости наблюдения за изменениями объекта с течением времени.

Источники информации для кабинетного исследования:

  • федеральные, муниципальные законы и подзаконные акты;
  • данные государственная статистика (Госкомстат, ГТК);
  • данные переписи населения;
  • данные торговых ассоциаций, торговых палат, отраслевых союзов;
  • отчеты конкурентов, поставщиков;
  • публикации в СМИ (общетематические и отраслевые);
  • данные, полученные от экспертов в ходе неформальных контактов;
  • внутрифирменный документы и отчеты.
Кабинетное исследование – один из трех основных видов маркетинговых исследований, основанный на изучении, сборе и систематизации вторичной информации. Методика кабинетного исследования может быть применена в сочетании практически со всеми методами исследования маркетинговой информации, как качественными (интервью, фокус-группа), так и количественными (опрос, интернет опрос, экспертный опрос).


Поделиться: