Кастомизация

Кастомизация (customization) — адаптация массового продукта под запросы конкретного потребителя путем частичного изменения продукции под конкретный запрос, доукомплектования товара дополнительными элементами или принадлежностями.  Термин происхолдит от английского customer — клиент, потребитель.

Кастомизация — маркетинговая тактика мотивации покупателя к приобретению продукции, включающая инструменты продуктового маркетинга, торгового маркетинга и консьюмер сервис.  С точки зрения производства, под кастомизацией понимается способность выполнения разового заказа изменения или адаптации серийного изделия на серийном производстве по индивидуальным характеристикам и по желанию заказчика.

Кастом  — штучное изделие  (термин часто применяется по отношению к производству мотоциклов), изготовленное в единственном или крайне малом количестве экземпляров.

Цели кастомизации:

  • дифференцировать предложение;
  • создать особое предложение для узкой целевой аудитории;
  • привлечение требовательных к продукту потребителей, способных оплатить НИОКР.

Маркетинг основывается на выяснении запросов потребителей, создания коммуникации и товаров под запросы потребителей. Однако маркетинг массовых товаров ориентирован на создание предложения товаров/услуг широкой целевой аудитории. Проще и дешевле выпустить товар или услугу для целевого сегмента рынка, чем создавать товар под каждого конкретного клиента. Кастомизация позволяет заинтересовать покупателя продуктом, созданным по его особому заказу. Кастомизация массового предложения всегда была уделом малого бизнеса, способного более внимательно отнестись к запросам узких групп потребителей. С другой стороны кастомизация чревата изменением типичных свойств, а так же повышением цен на товары и услуги, что мгновенно делает предложение неконкурентоспособным для широкой целевой аудитории.

Кастомизация развивается в сегментах рынка для товаров, потребление которых является публичным или позволяет получить персональное, личное  удовлетворение. Именно поэтому кастомизация широко развита для авто- и  мото-товаров, в разработке  дизайна интерьеров.

Массовая кастомизация — производство продуктов и услуг для узкой аудитории с учетом её интересов и требований, с последующим изменением основного продукта.


Поделиться: