С Новым Годом!

С праздником, дорогие друзья,
коллеги маркетинговые специалисты



Категорийный менеджмент

Категорийный менеджмент - управление ассортиментом по товарным категориям.

Цель внедрения категорийного менеджмента - достижение эффективности в процессе взаимодействия всех бизнес-функций компании применительно к товару, оптимизация взаимодействия между производителем (поставщиком) и ритейлером.

Ключевым показателем категорийного менеджмента служит рентабельность продаж категории.

Суть категорийного менеджмента - управление категориями товаров, наблюдение, анализ, распределение товаров на группы так, как их определяет для себя покупатель, а не так как, как удобно специалисту по закупкам или товароведу. Категорийный менеджмент предполагает разделение ассортимента на группы и категории, часто вопреки общепринятой логике товароведения.

Зачастую покупатель в своем сознании "группирует" товары иначе, чем закупщик-профессионал. И если закупщике работает с поставщиками, брендами, то покупатель часто приходит в магазин за товаром, а не за брендом. Больше того, покупатель приходит в магазин не законкретным товаром, а за группой товаров. Молоко, хлеб - это уже не конкретные продукты, а товарная категория. Поскольку покупатель часто думает не брендами, а именно категориями, бренд не всегда является основой для построения ассортимента магазина. Таким образом, категорийный менеджмент и брендинг – не равнозначные понятия и управлять закупками бренда не означает правильно определять для магазина товарную категорию.

Категорийный менеджер (менеджер категории) контролирует продажи категории, регулярно получая данные по выполнению плана продаж всей категории и отдельных товаров внутри категории. Категорийный менеджер отвечает за закупки и продажи товаров в категории, он покупатель, торговец и специалист по логистике в одном лице.

Управление категорией (категорийный менеджмент) рассматривается как процесс поэтапного планирования, состоящий из следующих основных этапов:

  • определение категории в общем ассортименте товаров;
  • сборка категории из отдельных видов товаров;
  • установление маркетинговых показателей категории;
  • формулировка стратегии по категории;
  • определение тактики маркетинга;
  • определение задач в процессе управления категорией;
  • контроль и анализ категории;

Часто встречается мнение о том, что категорийный менеджмент - маркетинг-инструмент ритейлера. Для производителя (поставщика) категорийный менеджмент является расширением бренд и продакт менеджмента.




Поделиться: