Голубой океан стратегия

Стратегия голубого океана (эксплерентная стратегия, пионерская стратегия) – один из возможных вариантов стратегии развития компании, заключающаяся в создании возможности для существования и развития.

Стратегия голубого океана происходит от английского «Blue Ocean Strategy» и от одноименной книги авторов Ким Чан и Рене Моборн, изданной в 2005 году1, где авторы стратегии изложили теорию «голубого океана».

Суть стратегии «голубого океана» (на самом деле, «эксплерентной стратегии»). В отличии от стратегий поиска возможности и приспособления к условиям, стратегия голубого океана предполагает создание области возможности и коридора перспектив. В аннотации к книге авторы кратко и емко описывают суть стратегии: «Стратегия голубого океана – это о том, как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов». Суть стратегии состоит в создании нового продукта, формировании не существовавшего ранее спроса, нового рынка, где практически отсутствуют конкуренты. Под «голубым океаном» понимается как раз новый неконкурентный рынок.

Конкретизация и рассуждения авторов, изложенные в бестселлере – это не что-то новое, но подсмотренное и обещающее рост и высокую прибыльность компаний, которые генерируют новые и продуктивные бизнес-идеи, которые, в свою очередь, создают не существовавший ранее спрос на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать со множеством конкурентов на малоприбыльных рынках («алый океан крови»).

Концепция «голубого океана» предполагает непременную успешность любого проекта, бизнеса, если у него присутствуют две черты:

  • проект или бизнес должны создавать инновацию ценности для потребителя, не просто выгоду или ценность. Новая ценность создается для потребителей с помощью инновационных товаров, инновационных методах их производства и принципиально новых способов продажи, которые рынок ранее никогда не предлагал;
  • проект или бизнес должны иметь низкие расходы, которые обусловленны тем, что инновационный продукт не требует капитальных затрат, большого числа рабочих, расходов на продвижение и проч. То есть, снижение издержек происходит за счет упразднения и снижения факторов, по которым идет конкуренция в отрасли.

Стратегия голубого океана – это отражение взглядов авторов на подход к маркетинговой стратегии развития компании с позиции творчества, а не войны – прямой конкуренции с бесчисленным количеством производителей схожих или аналогичных продуктов.

Основа теории…Истоки такой концепции, как «бизнес-стратегя» лежат в переосмыслении трудов военных стратегов. Если говорить о «стратегии голубого океана», то ее описание можно встретить задолго до появления упомянутой книги К. Чана и Р. Моборна. Еще в в 1938 году о стратегиях выживания написал выдающийся российский эколог Л. Г. Раменский, который разделил все виды растений на три «ценотипа» (к тому времени термин «стратегия выживания» еще не вошел в обиход: виолентов, патиентов и эксплеренты2.

  • Виоленты (силовики) — подавляют всех конкурентов, например, деревья, образующие коренные леса.
  • Патиенты (приспособленцы) — виды, способные выжить в неблагоприятных условиях («тенелюбивые», «солелюбивые» и т.п.).
  • Эксплеренты (наполняющие) — виды, способные быстро появляться там, где нарушены коренные сообщества, — на вырубках и гарях (осины), на отмелях и т.д.

Эксплерент – первооткрыватель, новатор, сознательно идущее на большой риск.

Эксплерентная стратегия (пионерская стратегия) – стратегия выживания, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом, часто называют «первыми ласточками» или «пионерами».

____________
1. Kim, W. C.; Mauborgne, R. (2004). «Blue Ocean Strategy: How to Create Uncontested Market Space and Make the Competition Irrelevant». Boston: Harvard Business School Press
2. «Глава VII. Растительный покров: Ценотипы растений». «Введение в комплексное почвенно-геоботаническое исследование земель». Раменский Леонтий Григорьевич, - М.: Сельхозгиз, 1938. – 620с

Ссылка для цитирования:

«Голубой океан стратегия» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_g/goluboy_okean_strategiya/
  28.52K просмотров


Поделиться: