Дропшиппинг

Дропшипинг (дропшипmarketplace) – метод управления цепью поставок, при которой торговец продает товары прямо со склада производителя (вентора, продавца оптового), без промежуточного хранения товаров на своём складе.

Термин дропшиппер происходит от сочетания английских слов «drop ship», означающих прямую поставку.

Суть дропшиппинга заключается в предоставлении услуг производителю товаров по поиску покупателей на товары и (или) услуги. Дропшиппер предоставляет "витрину" и промоушн товару производителя, осуществляет торговый маркетинг и прием заказов от покупателей. Дропшиппер от своего имени оформляет сделку и принимает оплату стоимости товара.

В качестве заказчика на дилерские услуги дропшиппера могут выступать:
  • производители товаров, не занимающиеся сбытом собственного товара в принципе
  • производители товаров, не занимающиеся сбытом товаров в каком-либо территориальном или отраслевом сегменте рынка или на другом рынке;
  • оптовые посредники, распределяющие товар через систему дилеров и(или) дропшипперов.
Форма посреднической коммерции, существовала давно. Одна из форм дропшипинга – интеграционное посредничество, когда компания-интегратор, оказывая посреднические услуги, концентрировалась на определенных клиентах, предлагая им лучшие товары и рыночные решения большого числа продавцов-поставщиков, не вступая с покупателями и поставщиками в товарно-денежные отношения. 

Дропшипинг в электронной коммерции. В последнее время, активно развивается электронная торговля в виде торговых площадок (marketplace). Эти электронные торговые площадки, осуществляя посредничество между реальным продавцом (владельцем товара) и покупателем, предлагаю свои «виртульаные полки» для товаров поставщиков, концентрируясь на удовлетворении покупателей. 

Сайт дропшипера не имеет товарных запасов и лишь размещает на своих страницах товарные предложения продавцов. Принимая заказы, дропшипер связывает конечного клиента напрямую со своим поставщиком, лишь получая от покупателя оплату товара и услуг поставщика по доставке товара. Весь последующий процесс продажи и доставки товаров осуществляет сам поставщик.  Принцип дропшиппинга может быть использован для части ассортимента торгового сайта или для всего предложения. 

Отличительной особенностью дропшиппинга от иного вида дилерской деятельности является прямая поставка покупателю купленного у дропшиппера товара или оказание услуги покупателю напрямую производителем.

Дропшиппинг на товарном рынке не предполагает расходы на транспортное-товарную логистику, поскольку с момента заказа товара или услуги (а зачастую и с момента предоплаты) покупателем, все расходы и менеджмент по перемещению товара ложатся в обязанность производителя. Производитель же осуществляет весь комплекс хранения и распределения товаров, рекламный маркетинг, работу с претензиями покупателей, гарантийную и постгарантийную работу.

Дропшиппинг на рынке услуг предполагает то, что производитель услуг самостоятельно осуществляет весь комплекс производимых им услуг, исключая из обязанностей по сделке с покупателем дропшиппера.

Посредническая обязанность дропшиппера считается выполненной если покупатель товаров и (или) услуг примет условия оферты или договора, а в ряде случаев, полностью или частично оплатит товары или услуги прооизводителя, а дропшиппер передаст информацию о намерении покупателя и условии сделки производителю в установленной доровором между дропшиппером и производителем форме.

В ряде случаев, производитель может отправлять товары покупателю от имени дропшиппера. Это практикуется при развитом дропшиппинге и (или) когда рыночный вес дропшиппера больше, чем у поставщика товаров и (или) услуг.

Преимущества дропшиппинга:
  • не требует расходов на закупку и логистику товаров;
  • у дропшиппера нет необходимости в менеджменте по обслуживанию сделок;
  • дропшиппер имеет возможность заключить аналогичные дилерские соглашения с другими производителями (если это прямо не запрещено правилами дропшиппинга);
  • свой брендинг дропшиппер ведет самостоятельно, участвуя в брендинг-программах производителя;
  • маркетинг производителя помогает дропшипперу выстраивать самостоятельные отношения с рынком.

Недостатки дропшиппинга – по сути, обратная сторона достоинств.
  • дропшиппер не контролирует закрытие сделки;
  • дропшиппинг не предполагает управление удовлетворением покупателя;
  • качество товара или качество оказываемых услуг полностью зависят от производителя.

Логистика дропшипинга. Для посредника-дропшипера практика дропшиппинга позволяет исключить логистические и финансовые нагрузки, связанных с покупкой для перепродажи, хранением и доставкой товаров. Практика дропшипинга выгодна и финансово безопасна, поскольку дропшипер получает оплату до отгрузки продавцом товара.

Сложности логистики дропшипинга. Сложным аспектом дропшипинга является и логистика  комбинированных поставок, когда один заказ покупателя включает в себя разные продукты разных поставщиков. В этом случае, каждый продукт будет отправлен и доставлен отдельно другим поставщиком и выполнение обязательства дропшипера перед покупателем будет осуществлено только после выполнения всех обязательств каждым из поставщиков. 

Маркетинг дропшипинга. Дропшипинг позволяет посреднику, исключить практику производства собственных товаров, логистику и управление финансовыми потоками, но сконцентрироваться на маркетинге:
  • привлечении и информировании покупателей, 
  • позволяет собирать неограниченные товарные матрицы;
  • гибко управлять ценой на самые популярные товары, предлагая покупателю один и тот же товар, но разных поставщиков по разным ценам;
  • следить за спросом на большое количество товаров в товарной категории.
Дропшипинг позволяет поставщикам (в первую очередь, мелким поставщика) сконцентрироваться на производстве, товарной и финансовой логистики, исключив из менеджмента и расходов своих компаний маркетинг. 

Дропшипинг позволяет, концентрируясь на определенных покупателях, поддерживать товарами модные явления (например, handspinners), обеспечивать продажи узконишевых товаров, товаров импульсной покупки. 

Маркетинговая сложность дропшипинга. В рамках посреднической деятельности, дропшипер теряет контроль над качеством доставки, которая, делегируется продавцу-поставщику, что делает бизнес менее устойчивым и управляемым. Дело в том, что помимо сиюминутной выгоды и разовой прибыли, задача любой компании – это рыночное имя, которое обеспечивает рост покупателей, стабильный поток транзакций от постоянных покупателей. Любая ошибка партнера дропшипера – его поставщика (реального продавца товара), неизбежно приводит, не просто к текущим потерям прибыли, но и отражается на рыночном имени и доверии к дропшиперу  покупателей. 

Маркетинговая сложность дропшипинга, которая может стать препятствием развитию этого вида бизнеса – обратная сторона тех преимуществ, которые получает дропшипер: 
  • частая смена товарных предложений и неустойчивые товарные матрицы;
  • рост числа мелких поставщиков приводит к снижению качества услуг и качества самих товаров;
  • бизнес-практика поставщиков (особенно мелких) не всегда высоко этична (задержки поставок, фальшивые цены). 
  • как следствие из перечисленного выше – сложность удержать своих клиентов. 
Впрочем, возможно, это лишь болезнь роста. Все это справедливо в отношении дропшипинга ТНП товаров массового спроса. В более стабильных сферах деятельности, скажем, на рынке b2b и (или) корпоративных продаж, где практика управления цепочками поставок развивалась столениями, в этих сегментах дропшиппинг является нормой и не всегда создает особых проблем.

Ссылка для цитирования:

«Дропшиппинг» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/dropshiping/
  9.56K просмотров


Поделиться: