Диверсификация цен

Ценовая диверсификация (Diversification)- ценовая маркетинговая стратегия, применяемая предприятиями с целью охватить возможно больший сегмент рынка путем привлечения максимального числа потенциальных потребителей с разными финансовыми возможностями.

Диверсификация цен предполагает установление разного уровня цен для разных категорий покупателей. Цены могут дифференцироваться:

  • по уровню доходов потребителей в форме ценовых скидок на товары массового спроса для менее обеспеченных категорий потребителей или в форме персонального установления цен по товарам и услугам индивидуального спроса;
  • в зависимости от объема потребления (например, крупным потребителям электроэнергии устанавливаются определенные скидки);
  • по категориям товаров (путем формирования у определенных сортов или видов товара имиджа "престижных" продуктов и повышения цен на них);
  • во времени (когда на новый товар или услугу устанавливаются более высокие цены, а на морально устаревшие товары цены снижаются).

Конечной целью диверсификации цен обычно является увеличение объема продаж при сохранении средней рентабельности.

Диверсификация цен в зависимости от объема потребления. Для некоторых рынков характерна следующая ситу­ация: каждый потребитель покупает несколько единиц товара в определенный период времени, и потребитель­ский спрос снижается по мере увеличения объема реали­зации. К таким товарам относятся, например, вода, топ­ливо для обогревания зданий и электроэнергия. Каждый из потребителей может заплатить за несколько сот кило­ватт-часов электроэнергии в месяц, но их готовность пла­тить снижается с ростом потребления. В этой ситуации фирма может осуществлять диверсификацию цен в соответствии с потребляемым количеством, и она заключается в назначении различных цен за различное количество одного и того же товара или услуг.

Диверсификация цен при отличительной особенности продукции. Повышение качества продукции, разработка ноу-хау позволяет создать отличительные особенности производимой продукции и обезопасить себя от деятельности конкурентов. Методы неценовой конкуренции позволяют проводить диверсификацию цен на рынке и извлекать потребительский излишек у разных групп потребителей, не ущемляя их интересов.

Практика назначения для каждого покупателя резервированной цены называется идеальной диверсификацией цен (perfect first-degree price discriminaftion).



Поделиться: