Аккультурация

Аккультурация (acculturation) – процесс изменения культуры между двумя различными культурными группами, которые вступают во взаимодействие между собою (Sayegh and Lasry, 1993).

Термин аккультурация происходит от (лат. ad — к, при, около, cultura — образование, развитие).

Аккультурация, как обмен культурными особенностями, возникает из взаимодействия двух отдельных, автономных культурных систем. Истоки этого взаимодействия возникают как следствие прямой культурной передачи, вызванной вторгающейся культурой и внутренней корректировкой, последующей за принятием чужеродных черт или паттернов.

В процесс обмена, может происходить, как аккультурация, так и инкультурация. Аккультурация связана с чужой культурой, инкультурация — это приобщение к своей культуре.

В конечном счете, результатом процесса аккультурации является как отбор и адаптация культурой тех культурных ценностей, которые позволяют индивиду и культуре его/ее группы продолжать существовать, так и поддержание различных уровней групповой и индивидуальной дифференциации и интеграции.

Выделяют следующие способы протекания процесса аккультурации:

  1. Замещение – иная культура принимается, а своя — исчезает, забывается; 
  2. Адаптация – своя культура существенно  меняется, принимая иные традиции и ценности;
  3. Отторжение – своя культура остаётся доминирующей, тогда  как иная – не принимается;
  4. Сепарация – частичное принятие иной культуры, при сосредоточении на своей культуре;
  5. Маргинализация – не только непринятие чужой культуры, но и потеря своей культуры. 

  Уорд и Кеннеди (Ward and Kennedy, 1993) акцентирует внимание на то, что аккультурацию можно различать между групповыми и индивидуальными установками, разделяя аккультурацию на два отдельных результата: психологический и социокультурный.

Первое относится к набору внутренних психологических результатов, таких как хорошее психическое здоровье, психологическое благополучие, усваивая которые, индивид, в конечном счете, становится удовлетворен своей новой культурой.

Последнее относится к внешним психологическим результатам, которые связывают индивидов с их новой культурной средой. Затем аккультурация определяет индивидуальное чувство самоидентичности и, в конечном счете, влияет на его потребительское поведение.

Модель однонаправленной аккультурации, описывающая культурные изменения, претерпеваемые индивидами группы меньшинств, была впервые предложена Гордоном (Gordon 1964). В этой модели этническая малочисленность отказывается от своих культурных установок, верований, моделей поведения, обычаев и ценностей в пользу доминирующей культуры (Garcia and Lega, 1979). Этот процесс называется прямолинейной теорией ас-культурации,

Двунаправленная модель аккультурации возникла из критики однонаправленных моделей Шапочника, Куртинеса и Фернандеса (Szapocznik, Kurtines, and Fernandez 1980) и Шапочника и Куртинеса (Szapocznik and Kurtines 1993).

Эти модели идентифицируют аккультурацию с точки зрения поведения и ценностей индивида и его идентификации как с этнической, так и с доминирующей культурой. В отличие от однонаправленной модели, эти модели признают, что этническое меньшинство и доминирующая культурная идентичность не являются очевидными по обе стороны биполярной шкалы, а являются независимыми и ортогональными друг другу (Zak, 1973, 1976; Der-Karabetian, 1980).


История термина. Термин аккультурации связывают с именами американских учёных Роберт Редфилда, Ральфа Линтона и Мелвилл Херсковицем, которые занимались этим вопросом в 1930-х годах.


  • Der-Karabetian, A. (1980). Relation of two cultural identities of Armenian-Americans. Psychological Reports, 47, 123 8.
  • Garcia, M. and Lega, L. I. (1979). Development of a Cuban ethnic identity questionnaire. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 1, 247 61.
  • Gordon, M. M. (1964). Assimilation in American Life. New York: Oxford University Press.
  • Szapocznik, J. and Kurtines, W. M. (1993). Family psychology and cultural diversity, opportunities for theory, research and application. American Psychologist, 48 (4), 400 7.
  • Szapocznik, J., Kurtines, W. M., and Fernandez, T. (1980). Bicultural involvement and adjustment in Hispanic-American youths. International Journal of Intercultural Relations, 4, 353 65.
  • Sayegh, L. and Lasry, J.-C. (1993). Immigrants’ adaptation in Canada: Assimilation, acculturation, and orthogonal cultural identification. Canadian Psychology, 34 (1), 98 109.
  • Ward, C. and Kennedy, A. (1993). Where’s the culture in cross-cultural transition? Comparative studies of sojourner adjustment. Journal of Cross Cultural Psychology, 24 (2), 221 49.
  • Zak, I. (1973). Dimensions of Jewish-American identity. Psychological Reports, 33, 891 900.
  • Zak, I. (1976). Structure of ethnic identity of Arab-Israeli students. Psychological Reports, 38, 239 46.

  •   945 просмотров

    Материалы по теме:


    Поделиться:

    data-image="http://www.marketch.ru/images/abc_dictionary.jpg"