Эластичность спроса и предложения

Эластичность в общем характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

Эластичность спроса
(чувствительность спроса, market elasticit) – динамика реагирования рынка на изменение предложения (вида продукта, его цены, комплекса услуг и т.д.).

Эластичность предложения (эластичность предложения по цене, англ. price elasticity of supply) – показатель изменения объема предложения при однопроцентном изменении цены предложения. 


Суть явления эластичности. Рыночные спрос и предложение (их величины) реагируют на изменение цены на рынке – они чувствительны к изменению цены. Реакция спроса и предложения в ответ на изменение цены отражается законами спроса и предложения. Но эти законы дают представление об изменении объемов спроса и предложения только на качественном уровне. На практике, в ответ на изменение факторов, спрос или предложение могут демонстрировать разную степень реагирования на это изменение – когда-то реакция рынка бывает одномоментной и скачкообразной, когда-то (при иных условиях) наблюдается замедленная ответная реакция рынка на такое изменение («эффект эластичности» или «эффект резинки»).

Для анализа происходящего и для прогнозирования в цифровом виде нужна более подробная информация о реакции продавцов или покупателей на изменение цены или иных факторов.  Для того чтобы получить больше информации об изменении какой-либо величины, в маркетинге и экономике используют показатели «коэффициент эластичности». Показатель (коэффициент) эластичности необходим для измерения чувствительности изменения спроса или предложения, или любой другой функции к изменению аргумента. 

Эластичность спроса по цене зависит от нескольких факторов:

  1. Степень необходимости товара для потребителя;
  2. Наличие товаров-заменителей;
  3. Удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя;
  4. Фактор времени.

Можно сказать, что чем продолжительнее отрезок времени, тем более эластичной должна быть реакция потребителей. Это связано с тем, что люди склонны менять свои вкусы и предпочтения и находить заменители товара, цена которого изменилась. Таким образом, фактор времени имеет большое значение при определении степени реакции покупателей на динамику изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса по доходу — мера реакции величины спроса, вызванная изменением дохода покупателя. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при однопроцентном изменении величины дохода.

  • Товары первой необходимости, такие как продукты питания, характеризуются низкой эластичностью по доходу, так как потребители, вне зависимости от размеров доходов, вынуждены приобретать их. 
  • Предметы роскоши, такие как объекты недвижимости или драгоценности, характеризуются высокой эластичностью по доходу, так как при снижении доходов потребители с легкостью могут отказаться от их покупки.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса – мера реакции величины спроса на данный товар, вызванная изменением цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на данный товар при однопроцентном изменении цены другого товара.

Коэффициент эластичности предложения – показатель эластичности предложения по цене (эластичность предложения по цене, англ. price elasticity of supply) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага.


Абсолютно эластичное предложение (бесконечная эластичность) – предложение абсолютно эластично и коэффициент эластичности предложения равен бесконечности. Абсолютно эластичное предложение означает, что при данной цене можно продать любое количество товара. Но продавцы откажутся продавать товар, если цена будет ниже. данной.


Понятие эластичности было введено в экономический анализ Альфредом Маршаллом.

  209 просмотров

Материалы по теме:


Поделиться:

data-image="http://www.marketch.ru/images/abc_dictionary.jpg"