Маркетинговый PR (Public Relations)
Паблик рилейшз – это выстраивание отношений общества и компании, управление общественным мнением
Функции маркетингового PR
Управление внешними коммуникациями компании
Компания имеет мало влияния на то, как общественность воспринимает организационную деятельность компании, ее комплекс маркетинга и маркетинговые усилия. Однако, транслировать свой взгляд, добавляя его в коллективное общественное мнение, компания может и должна. Важно, чтобы это мнение было экспертным, весомым и высказанным правильным тоном и в надлежащее время.
Надзор за внешними коммуникациями сотрудников компании
Надзор за внешними коммуникациями по-прежнему остается сложной задачей, ведь, помимо специалиста по PR с маркетинговой средой коммуницирует большое число сотрудников компании. Среди инструментов маркетингового PR:
- Единый сервис по работе с клиентом;
- Контроль исполнения информационной политики компании: разделение информации – один человек не должен обладать полным видением; коммуникации сотрудников – только в рамках их компетенций;
- Единая информационная база допустимой к публичному распространению инеформации;
- Разные сотрудники – разные «контактные аудитории»: логистики коммуницируют с логистиками, но в случае необходимости, подключают маркетологов для решение задач маркетинга; с ТОП-уровнем контрагента коммуницирует ТОП-уровень менеджмента;
- Отдельные программы коммуникаций и менеджмент для каждого из сегментов рынка, целевые и компетентные для решения задач этого сегмента;
- и проч.
Управление репутацией
Репутация компании, ее бренда и продуктов хрупка и ценна. Хорошо принятые корпоративные и фирменные репутационные мероприятия укрепляют бизнес в хорошие времена и защищают его, когда возникает кризис или проблема. Репутация компании влияет на решения потребителей о том, какие бренды покупать.
Менеджмент обратной связи от маркетинговой среды
Специалисты по маркетинговому PR быстро реагирует на любую негативную рекламу или жалобы, разбираясь с обоснованностью негатива и принимая во внимание, что реагирование на жалобу – это, в первую очередь, разрешение данной ситуации и помощь пострадавшей стороне и лишь во вторую очередь, думая над тем, как сохранить репутацию компании. Это очень важное отличие маркетингового PR, от решения задач корпоративного PR!
Маркетинговое продвижение (элемент комплекса промотирования)
Маркетинговый PR – элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций, когда PR - это лишь часть комплекса промотирования: торговый маркетинг, реклама, прямая продажа, директ-маркетинг. Цель маркетингового PR, в контексте интегрированных маркетинговых коммуникаций – это эффекттвное решение задач популяризации продукта и имени, формирования отношения к предмету маркетинга, желания совершить покупку и, как итог^ – получение удовлетворенности от потребления.
Управления потребительским поведением
В силу того, что конкуренция возрастает, предложение обережает спрос, то маркетологи сталкиваются с определенными проблемами:
- многие производят аналогичные или очень близкие, до схожести параметров, рыночные продукты;
- возрастает фактор новизны продукта, когда часто или излишне часто продукт обновляется, аккумулируя в себе новые подходы, технологии и представления о необходимом;
- покупатели осознанно относятся к цене и ценности продукта;
- продукт неотделим от сервиса и сопровождающих: отношения продавцов к покупателям, гибкости в подходах;
- Стоимость контакта с потенциальным потребителем возрастает, а эффективность такого контакта падает…
…в этот момент возрастает роль маркетингового коммуникатора, как специалиста по изучению поведения личности в конкретных социальных условиях, способного скорректировать: ценности, мотивы, покупательские тактики, и поведение, связанное с выбором того или иного продукта, той или иной марки.
Управление взаимоотношениями
Привлечение новых клиентов следует рассматривать только как промежуточный этап в маркетинговом процессе. Укрепление отношений, превращение равнодушных клиентов в лояльных также должно рассматриваться в качестве задач маркетинга.
Термин «маркетинг взаимоотношений» был введен в научный оборот Леонард Берри в 1983 г. (Berry, 1983). Автор впервые определил термин «маркетинг взаимоотношений» применительно к рынку услуг. Л. Берри подразумевал под новой концепцией
Relationship marketing – завоевание клиентов, поддержание и укрепление взаимоотношений с ними» (Berry, 1983).Об истории возникновения концепции смотри в истории маркетинга.
Корпоративная социальная ответственность
Сегодня бизнес невозможен не только без получения прибыли, но и без учета интересов общества, без принятия на себя ответственности за влияние деятельности на людей, общество, экологию. Социальная ответственность компании и ее обязательства перед обществом выходят за рамки обязанности соблюдать законодательство и предполагают, что компания добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Социальная роль маркетингового PR:
- Маркетинговый PR – двустороннее общение, а не транслирование идлей, позиции и выгод компании в рынок;
- Не реагирование на негативные отзывы и кризисы, а разрешение конфликтов, устранении коммуникативных барьеров, помощь потребителям.
- Больше влияния при небольшом бюджете, за счет создания заинтересованных сообществ, задействования просьюмерских команд и подключения лидеров мнений;
- PR-специалисты – эксперты не в риторике, а в построении отношений;
- Социальная коммуникация – коммуникация ради взаимодействия и не всегда – ради продаж.
Лоббирование интересов в социальных, государственных институтах
Среди задач лоббирования:
- Закрепление в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций
- Получении государственных и негосударственных дотаций, социальных льгот, инвестиций.
- Учет интересов компании при приняти управленческих решений
Различают следующие формы лоббирования в маркетинговом PR:
- Прямое лоббирование — непосредственные контакты с ответственными за принятие решения лицами;
- Непрямое лоббирование — влияние на процесс принятия политических решений посредством мобилизации общественного мнения, лидеров мнения (политиков, чиновников, СМИ, рынка, отрасли, мнения) в пользу (или против) той или иной позиции, а также совершение действий, препятствующих или способствующих принятию нужного решение (разработка и лоббирование сопутствующих законов, принятие квот и ограничивающих или разрешительных отраслевых норм, ГОСТ и проч.).