История маркетинга
1650 год Маркетинг в Японии

Питер Друкер начало отсчета маркетинга ведет от Японии:

Маркетинг был изобретен в Японии около 1650 года первым членом семьи Мицуи, который поселился в Токио в качестве торговца и открыл то, что можно было бы назвать первым супермаркетом (Druker 1986).

В торговле семьей Мицуи проводилась политика, более чем на 250–300 лет предвосхитившая современное понимание маркетинга, а именно:

  • закупка продукции, инициированная и востребованная местными покупателями;
  • поиск эффективных торговых технологий (коммерция и мерчандайзинг);
  • безусловный возврат денег за проданные с какими-либо дефектами товары (консьюмеризм, или защита прав потребителей);
  • расширение ассортимента в сравнении с другими конкурентами;
  • индивидуальная работа с каждым заказчиком (клиентоориентированный менеджмент);
  • активное использование средств рекламы, паблик рилейшнз, личной продажи и стимулирования сбыта.

Основателем дома Мицуи принято считать Такатоси Хатиробэя (1622–1694), хотя первая лавка была открыта еще его отцом Такатоси Сокубэем (1578–1633). Такатоси расширил семейное дело, включив в него торговлю бакалейными товарами, а также ломбард и обмен валют (последнее направление развилось в банк). Центрами деятельности были Киото, Эдо (впоследствии переименованный в Токио) и Осака.

В 1673 г., когда Хатиробэй исполнилось 51 год, он решил больше ориентироваться на простых горожан и занялся торговлей тканями. Хатиробэй торговал модной парчой «ниси-дзин» и шелком, скупая их в Киото и в других местах. Когда дела пошли успешно, Хатиробэй передал дело своим шести сыновьям и занялся изучением условий ведения дел.

  1. В лавках торговали по образцам. Приказчики, обходя дома даймё и самураев, предлагали им образцы тканей.
  2. Cоздав у себя в лавке большой запас товара, Хатиробэй п
  3. В лавках ткань продавалась целым куском на кимоно, что ограничивало возможности сбыта. Один из при­казчиков сообщил о разговоре, подслушанном в бане, что женщины предпочитают покупать небольшие куски материи, из которой можно шить различные мелкие вещи, например, кошельки. Хатиробэй стал продавать ткань в кусках разной длины.
  4. На вывеске было написано: «За наличные. Цены без запроса» (Гэнкин. Какэнэ паси). Это был новый принцип в торговле, введенный домом Мицуи, – прода­жа товара по твердым ценам.
  5. Большое внимание Хатиробэй уделял рекламе. В дождливые дни клиентам одалживали зонты с эмблемой магазина.
  6. Ха­тиробэй покровительствовал поэтам, драматургам, писателям (например Ихара Сайкаку), а те своими произведениями создавали благоприятное для него общественное мнение.

Ха­тиробэй расширил семейное дело, включив в него торговлю бакалейными товарами, а также ломбард и обмен валют (последнее направление развилось в банк). Центрами деятельности Mitsui были Киото, Эдо (впоследствии переименованный в Токио) и Осака. К 1700 г. лавка превратилась в самый крупный магазин в Эдо. От нее ведет свое начало один из крупнейших современ­ных универмагов – «Мицукоси», получивший это название в 1928 г.

К концу XVII в. в торговом доме Мицуи работали несколько сотен служащих по найму. Поскольку лавки в Эдо про­цветали, Хатиробэй открыл их филиалы в Киото и Осаке.

Мицуи опередил своё время примерно на два с половиной века. Впервые в истории торгового маркетинга бизнесмен ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, размещая товар на полках системно, постоянно расширяя ассортимент товара.

  • Druker Peter F., (1986) «Management. Tasks, Responsibilities, Practices», Truman Talley Books / E.P. Dutton / New York Скачать
  • Артемов О.Ю., Овчинников С.А., (2017) «Из истории международного маркетинга: США и Япония – борьба за право считаться первой страной, открывшей миру маркетинговые технологии» Скачать
  •   195 просмотров
      1650 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: