История маркетинга
1901 год Первое обучение маркетингу

Краткий экскурс в историю становдления профессионального и высшего маркетингового образования, во всяком случае, в том понимании маркетинга, которое существовано в начале XX века.

Профильное образование в США

В 1901 году, в каталоге учебных курсов Мичиганского университета, представлен учебный курс «Распределительная и Регулирующая отрасли Соединенных Штатов» («Distributive and Regulative Industries of the United States», преподававшийся Эдвардом Дэвидом Джонсом (Edward David Jones). Курс был описан, как:

Описание различных способов сбыта товаров, используемых классификаций, сортов, торговых марок, а также оптовой и розничной торговли. Внимание также будет уделено тем частным организациям, не связанным с финансами и банковским делом, которые направляют и контролируют производственный процесс – таким как торговые ассоциации, торговые советы и торговые палаты.

То, что препадавалось в 1901 году, сегодня признано первым американским университетским курсом маркетинга (Maynard 1941, Bartels 1962) . Стоит отметить, что первый курс и последующие за ним, которые называли «маркетингом», были связанны, скорее, с товарным распределением (дистрибьюцией). Термин «маркетинг» в то время, использовался, в контексте «деятельность на рынке» и считался синонимом: «дистрибуция», «торговля» и «коммерция».

Для понимания сути маркетинга, характерно высказывание Джонса в его книге, сделанное в отношении задач маркетинга, в котором очевиден контекст: «маркетинг – сбыт излишков продукции»: (Jones 2014) :

Первой неотложной задачей нашей страны было грандиозное становление ферм, строительство общих дорог, создание деревень и городов, а также открытие торговых точек для маркетинга излишков продукции.

The mention of the pioneers calls for a word of tribute. Our nation's first indastrial task was the stupendous one of clearing the farms, and of building the common roads, and of establishing villages and cities, and of opening outlets for the marketing of surpliu products.

Как академическая дисциплина (область преподавания и исследований), «маркетинг» не существовал, до того, как в 1901-1903 учебных годах, в университетах Иллинойса, Мичигана и Калифорнии, были прочитаны первые учебные курсы (Bartels, 1962). Бартельс (Bartels) утверждает, что университеты начинают предлагать своим студентам маркетинговые курсы «скорее в результате решения образовательных вопросов, а не в ответ на потребности бизнеса», что по-видимому, должно означать преподавательское желание расширить область знаний будущих бизнесменов и менеджеров и от осознания и предвидение последующего развития экономико-социальных отношений. Эдвард Дэвид Джонс считал, что курсы маркетинга, в дополнение к администрированию, финансам и бухгалтерскому учету, являются неотъемлемой частью бизнес-образования.

В таблице представлены первые университеты, предлагающие курсы такого типа (Bartels 1988, Maynard 1941) .

Год Университет Преподаватель Курс/Дисциплина
1901 University of Michigan Edward D. Jones Distributive and Regulative Industries of the United States
1902 University of California Simon Litman Technique of trade and commerce, Recent European Commercial policies
1902 University of Illinois George Fisk Commercial Geography, Commercial Politics
1903 University of Pennsylvania Walter E. Kruesi The Marketing of Product
1904 University of Pennsylvania H. S. Person Mechanism of Trade (в том числе: «distribution of products»)
1905 The Ohio State University James E. Hagerty The Distribution of Products
1905 New York University Advertising
1907 New York University Salesmansh
1908 Northwestern University,
School of Commerce
Walter Dill Scott Advertising, Salesmanship, Merchandising *
1908 University of Missouri Program in advertising was developed by the School of Journalism
1909 Northwestern University,
School of Commerce
Walter Dill Scott Psychology of Business, Advertising and Salesmanship
1909 University of Pennsylvania
Wharton School of Finance and Commerce
Advertising and Salesmanship
1909 University of Pittsburgh Marketing of Products
1909 Harvard University Paul T. Cherington Commercial Organization and Methods
1910 University of Wisconsin Ralph Starr Butler Marketing Methods
1915 New York University George B. Hotchkiss Advertising, its Principles and Practice

* Профессор Фред Кларк (Fred E. Clark), однако, утверждает, что ни один из этих курсов на самом деле не предлагается

Американские исследователи истории маркетинга сходятся во мнении о том, что маркетинговое образование студентов было сосредоточено в США, несомненно, потому, что именно там и была впервые разработана, та американская модель бизнес-образования, которая была позже внедрена во всей Европе и Японии (Engwall и Zamagni, 1998) .

В Германии

Хотя университеты США считаются основными центрами становления маркетинговой мысли, факультеты и кафедры маркетинга создавались там специалистами, получившими экономическое образование в Германии. Изучение влияния немецкой экономики на американских маркетологов-первопроходцев, выявило сильное влияние исторической школы немецкой экономики, включая идеологию, основанную на социальном обеспечении и справедливости распределения, прагматичный подход к обучению, который включал семинары и экскурсии с целью наблюдения за практикующим бизнесом менеджеров и фермеров, а также исторический, индуктивный, описательный, статистический подход к изучению маркетинга как прикладной отрасли экономики (Jones, Moniеson 1990).

В Великобритании

О маркетинговом образование в Великобритании, тем не менее, очень мало опубликованных исследований. Целью британского университета в то время обычно считалось предоставление гуманитарного образования, тогда как, коммерческое образование в Британии считалось чем-то «дешевым и неприятным» (Bryce, 1899, p. 696). Формальное бизнес-образовании в Англии было распространено еще в восемнадцатом веке (Norwood 1961). В Британском торговом колледже, среди восьми предметных областей преподавались (Postlethwayt 1774) :

  • общий обзор торговли и коммерции;
  • важность портовой торговли;
  • знание того, как и где «дешево покупать и продавать дорого»;
  • умение грузить суда;
  • как нанимать суда;

Уиллс (Wills 1978) предположил, что, поскольку первые британские бизнес-школы (Брэдфорд и Крэнфилд) не существовали до начала и до середины 1960-х годов, маркетинг и не мог преподаваться в Британии, как системная дисциплина. Первая университетская бизнес-программа в Великобритании была запущена в 1902 году в Бирмингемском университете, под руководством Уильяма Джеймса Эшли (Ashley 1938). Это была первая подобная университетская программа, предоставляющая высшее образование в области бизнеса, которая, скорее всего, включала маркетинговые идеи (Jones, Tadajewski 2015).

В России

Если высшая школа готовила гуманитариев, юристов, военных, то средняя школа готовила «купцов» и «лавочников». Качественный состав 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы (Иванов 1991):

  • 10 университетов - универсальное образование;
  • 20 институтов готовили исключительно специалистов-гуманитариев;
  • 15 были инженерно-промышеленного профиля.
В то же время, развитое торговое дело в России было определенно вековым опытом и требовало его передачу квалифицированным торговым специалистам практического профиля, поэтому подготовка торговых специалистов велась на уровне среднего звена. Основная задача бизнес-образования в России того времени была практическая – больше грамотных служащих для торговых и промышленных предприятий.

К 1901 году, моменту первых институтских курсов в США по «дистрибьюции» и «технике торговли и коммерции», в России в ведении Министерства финансов уже находилось 36 торговых школ. Через 10 лет их число достигло 100. Это стало возможным, благодаря государственной политике в области образования и в силу «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896 г.), положившим основу системы коммерческого (торгового) образования (Евстигнеев 1909). В России в школах «купцов» уже преподавалось то, что понималось в то время «маркетингом» (Правила 1915):

  • коммерция;
  • коммерческая арифметика;
  • коммерческая география (читай: дистрибьюция);
  • товароведение;
  • бухгалтерия;
  • деловая корреспонденция.

О качестве русской коммерческой школы определенно высказался и один из первых преподавателей маркетинга в США – уроженец Российской Империи Саймон Литман (Litman 1950):

В основе моей квалификации для преподавания предмета, лежит окончание «Школы коммерции» в Одессе, Россия

В Мире

Есть несколько исследований раннего маркетингового образования в других странах, включая:

  • Канаду (Jones 1992);
  • Японию (Usui 2008);
  • Данию (Madsen, Pedersen 2013);
  • Швецию (Jonsson, 2009) .

Источники

  • Ashley (1938), «Sir William Ashley and the rise of schools of commerce», by Ashley, C.A., The Commerce Journal, March, pp. 40-50.
  • Bartels (1962), «The Development of Marketing Thought», Bartels, R., Richard D. Irwin, Homewood, IL.
  • Bartels (1988). «The History of Marketing Thought», Bartels, R., 3rd ed. Columbus, OH: Publishing Horizons, с. 21; 22; 24; 142.; 294-295.
  • Bryce (1899), «Commercial education», by Bryce, J., The North American Review, Vol. 168 No. 511, pp. 694-707.
  • Engwall, Zamagni (1998), “Introduction”, in Engwall, L. and Zamagni, V. (Eds), Management Education in Historical Perspective, Manchester University Press, Manchester, pp. 1-15. Norwood, J.S. (1961), “An 18th century plan for business education”, Journal of Marketing, Vol. 25 No. 6, pp. 52-55.
  • Jones (1914), «Business Administration: Its Models in War, Statecraft, and Science», by Jones Edward David, The Engineering magazine Co. Скачать  
  • Jones (1992), «Early development of marketing thought in Canada», by D. G. Brian Jones Canadian Journal of Administrative Science, Vol. 9 No. 2, pp. 126-133. Скачать  
  • Jones, Moniеson (1990) «Early development of the philosophy of marketing thought», Jones, D.G. Brian and Moniеson, David D., «Journal of Marketing» 54:102-13. Скачать  
  • Jones, Tadajewski (2015), «Origins of marketing thought in Britain», by Jones Brian, Tadajewski Mark, European Journal of Marketing2015 / 07 Vol. 49; Iss. 7/8
  • Jonsson (2009), «Innovation and the Swedish consumer cooperative movement, 1904-1930», Jonsson, P. , in Hawkins, R.A. (Ed.), Marketing History – Strengthening, Straightening and Extending, Proceedings of the 14th Biennial Conference on Historical Analysis & Research in Marketing, CHARM Association, Leicester, pp. 161-172.
  • Litman (1950), «The Beginnings of Teaching Marketing in American Universities», Litman S., Journal of Marketing, Vol. 15, No. 2 (Oct., 1950);
  • Madsen, Pedersen (2013), «From price theory to marketing management: Danish contributions 1930-1960», Madsen, E.K. and Pedersen, K., Journal of Historical Research in Marketing, Vol. 5 No. 2, pp. 172-191. Maynard (1941). «Marketing Courses Prior to 1910». Maynard, H. H., Journal of Marketing. 5 (4): 382-384.
  • Maynard (1941), «Marketing Courses Prior to 1910», H. H. Maynard, Journal of Marketing, Vol. 5, No. 4 (Apr., 1941), pp. 382-384
  • Norwood (1961), «An 18th century plan for business education», Journal of Marketing, by Norwood, J.S., Vol. 25 No. 6, pp. 52-55.
  • Postlethwayt (1774), «The Universal Dictionary of Trade and Commerce», Postlethwayt, M., Augustus M. Kelly Publishers, New York, NY.
  • Usui (2008), «The Development of Marketing Management», Usui K., Ashgate, Hampshire.
  • Wills (1978), «Special issue: business school graffiti», Wills, G., European Journal of Marketing, Vol. 12 No. 1, pp. 1-135.
  • Евстигнеев (1909) «Наши торговые школы», Евстигнеев А., Техническое и коммерческое образование. – 1909. – №4.
  • Иванов (1991), «Высшая школа России в конце XIX — начале XX века», Иванов А. Е,. М., 1991.
  • Правила (1915), «Правила и Программы учебных предметов Казанской Торговой Школы». Казань, 1915. – 91 с.
  • Упомянутые в статье эксперты

  • Litman Simon (Шимон Литман)
  • Jones Edward D. (Эдвард Дэвид Джонс)
  • Cherington Paul Terry (Пол Черингтон)
  • Hotchkiss George Burton (Джордж Бертон Хотчкисс)
  •  04.01.2020   1.42K просмотров ID: 6928