История маркетинга
1902 год Первое обучение маркетингу
Бартельс утверждает, что университеты начинают предлагать своим студентам маркетинговые курсы «скорее в результате решения образовательных вопросов, а не в ответ на потребности бизнеса». Первые курсы, которые могли бы Их называли маркетингом, связанными с политикой распределения, и в то время называли «распределительными отраслями». В таблице 1 представлены первые университеты, предлагающие курсы такого типа (Bartels, 1988, p. 21).
Однако, есть несколько исследований раннего маркетингового образования в других странах, включая Канаду (Jones, 1992), Японию (Usui, 2008) , Данию (Madsen and Pedersen, 2013) и Швецию (Jonsson, 2009). О маркетинговом образование в Великобритании, тем не менее, очень мало опубликованных исследований. Целью британского университета в то время обычно считалось предоставление гуманитарного образования, тогда как, коммерческое образование в Британии считалось чем-то «дешевым и неприятным» (Bryce, 1899, p. 696) . Еще в восемнадцатом веке в Англии было распространено формальное бизнес-образовании (Norwood, 1961). В Британском торговом колледже, среди восьми предметных областей преподавались (Postlethwayt 1774) :
Схожая ситуация была и в России. Развитое торгове дело требовало квалифицированных торговых специалистов практического профиля. Если высшая школа готовила гуманитариев, юристов, военных, то средняя школа готовила «купцов» и «лавочников». Из 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы, было 10 университетов, готовили исключительно специалистов-гуманитариев – 20, были инженерно-промышеленного профиля – 15 (Иванов 1991) . Иная ситуация была с подготовкой торговых специалистов среднего звена.
В 1901 г. в ведении Министерства финансов находилось 36 торговых школ. Через 10 лет их число достигло 100. Это стало возможным, благодаря «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896 г.), положившему основу системы коммерческого (торгового) образования (Евстигнеев 1909 ). Основная задача бизнес-образования в России того времени была практическая – больше грамотных служащих для торговых и промышленных предприятий. В школах «купцов» преподавалось (Правила 1915) :Bartels, R., 1988. The History of Marketing Thought, 1988, 3rd ed. Columbus, OH: Publishing Horizons, с. 21; 22; 24; 142.; 294-295.
Bryce, J. (1899), “Commercial education”, The North American Review, Vol. 168 No. 511, pp. 694-707.
Engwall, L. and Zamagni, V. (1998), “Introduction”, in Engwall, L. and Zamagni, V. (Eds), Management Education in Historical Perspective, Manchester University Press, Manchester, pp. 1-15. Norwood, J.S. (1961), “An 18th century plan for business education”, Journal of Marketing, Vol. 25 No. 6, pp. 52-55. Jones, D.G.B. (1992), “Early development of marketing thought in Canada”, Canadian Journal of Administrative Science, Vol. 9 No. 2, pp. 126-133.
Jones, D.G. Brian and Moniеson, David D. (1990) «Early development of the philosophy of marketing thought», «Journal of Marketing» 54:102-13.
Jonsson, P. (2009), «Innovation and the Swedish consumer cooperative movement, 1904-1930», in Hawkins, R.A. (Ed.), Marketing History – Strengthening, Straightening and Extending, Proceedings of the 14th Biennial Conference on Historical Analysis & Research in Marketing, CHARM Association, Leicester, pp. 161-172.
Madsen, E.K. and Pedersen, K. (2013), «From price theory to marketing management: Danish contributions 1930-1960», Journal of Historical Research in Marketing, Vol. 5 No. 2, pp. 172-191.
Postlethwayt, M. (1774), The Universal Dictionary of Trade and Commerce, Augustus M. Kelly Publishers, New York, NY.
Usui, K. (2008), —«The Development of Marketing Management», Ashgate, Hampshire.
Wills, G. (1978), “Special issue: business school graffiti”, European Journal of Marketing, Vol. 12 No. 1, pp. 1-135. Евстигнеев А. (1909) Наши торговые школы // Техническое и коммерческое образование. – 1909. – №4.
Иванов А. Е. (1991) Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991.
Правила (1915), Правила и Программы учебных предметов Казанской Торговой Школы. Казань, 1915. – 91 с.
Год | Университет | Преподаватель | Курс/Дисциплина |
1902 | University of Michigan | E. D. Jones | Distributive and Regulative Industries of the United States |
1902 | University of California | Simon Litman | Technique of trade and commerce, Recent European Commercial policies |
1902 | University of Illinois | George Fisk | Commercial Geography, Commercial Politics |
1903 | University of Pennsylvania | Walter E. Kreus | The Marketing of Product |
1904 | University of Pennsylvania | H. S. Person | The Marketing of Product |
1905 | The Ohio State University | James E. Hagerty | The Distribution of Products |
1908 |
Northwestern University, School of Commerce |
Walter Dill Scott | Advertising, Salesmanship, Merchandising |
1909 | University of Pittsburgh | Marketing of Products | |
1909 | Harvard University | Paul T. Cherington |
Commercial Organization and Methods |
1910 | University of Wisconsin | Ralph Starr Butler | Marketing Methods |
Хотя университеты США считаются основными центрами становления маркетинговой мысли, однако отделения маркетинга создавались там специалистами, получившими экономическое образование в Германии (Jones and Moniеson, 1990). Тем не менее, исследователи истории маркетинга сходятся во мнении о том, что маркетинговое образование студентов было сосредоточено в США, несомненно, потому, что именно там и была впервые разработана, та американская модель бизнес-образования, которая была позже внедрена во всей Европе и Японии (Engwall и Zamagni, 1998) .
Однако, есть несколько исследований раннего маркетингового образования в других странах, включая Канаду (Jones, 1992), Японию (Usui, 2008) , Данию (Madsen and Pedersen, 2013) и Швецию (Jonsson, 2009). О маркетинговом образование в Великобритании, тем не менее, очень мало опубликованных исследований. Целью британского университета в то время обычно считалось предоставление гуманитарного образования, тогда как, коммерческое образование в Британии считалось чем-то «дешевым и неприятным» (Bryce, 1899, p. 696) . Еще в восемнадцатом веке в Англии было распространено формальное бизнес-образовании (Norwood, 1961). В Британском торговом колледже, среди восьми предметных областей преподавались (Postlethwayt 1774) :
- общий обзор торговли и коммерции;
- важность портовой торговли;
- знание того, как и где «дешево покупать и продавать дорого»;
- умение грузить суда;
- как нанимать суда;
Схожая ситуация была и в России. Развитое торгове дело требовало квалифицированных торговых специалистов практического профиля. Если высшая школа готовила гуманитариев, юристов, военных, то средняя школа готовила «купцов» и «лавочников». Из 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы, было 10 университетов, готовили исключительно специалистов-гуманитариев – 20, были инженерно-промышеленного профиля – 15 (Иванов 1991) . Иная ситуация была с подготовкой торговых специалистов среднего звена.
В 1901 г. в ведении Министерства финансов находилось 36 торговых школ. Через 10 лет их число достигло 100. Это стало возможным, благодаря «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896 г.), положившему основу системы коммерческого (торгового) образования (Евстигнеев 1909 ). Основная задача бизнес-образования в России того времени была практическая – больше грамотных служащих для торговых и промышленных предприятий. В школах «купцов» преподавалось (Правила 1915) :
- коммерция,
- коммерческая арифметика,
- коммерческая география,
- товароведение,
- бухгалтерия
- корреспонденция.
395 просмотров
1902 год