История маркетинга
1924 год Первый торговый центр

Реализован формат торгового центра  – группы предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий. По определению Международного совета торговых центров, торговым центром можно считать группу архитектурно объединённых розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных парковкой и расположенных на специально спланированном участке. Идея несколько лет до этого, как говориться, витала в воздухе, но реализована была в 1924 году в предместьи Лос-Анжелеса на трассе "Лос-Фелиз-роуд" неким К.Л. Пекхэм, который открыл «Ye Market Place».

Тогда мало кто осознал, какое влияние новый формат торговли «Drive-In-маркет» окажет на развитие города и на всю розничную торговлю в США. Предложенный новый проект розничной торговли бросил вызов общепринятому мнению. Предложенное было столь чудовищно, что никогда не должно было бы, по мнению экспертов того времени, иметь право на жизнь. Но даже с позиции наблюдающего за этим историческим явлением маркетингового специалиста 21 века, сделанное К.Л. Пекхэмом выглядит странно. Судите сами

Это был один из первых торговых центров загородного «американского» типа.  В отличие от аме­риканских, европейские торговые центры, как правило, сооружались в центральных городских районах в связи с их реконструкцией. Так, были построены торговые центры в Ковентри (Великобритания) и «Лиин- баан» в Роттердаме (Голландия) и. В конце 40-х и начале 50-х годов строятся тор­говые центры в городах-спутниках Лондона-Харлоу, Стивенендж, Кроу- ли, Базилдон и др., в городах-спутниках Стокгольма - Веллингбю, Фарста, Тэбю и др.В начале 60-х годов в некоторых странах Западной Европы появляются также загородные торговые центры «американского» типа. Наиболее зна­чительный из них «Таунус» был по­строен в окрестностях Франкфурта-на- Майне (Германия) для обслуживания свыше 2 млн. человек. Площадь его участка равна 330 тыс. м , общая торговая площадь магазинов-42 тыс. м .

В 50х годах XX века возникла  идея создание «моллов». Идея создания не просто торговой точки, а общественной среды, которая призвана объединять людей, не только в целях приобретения товаров, но и совместного  проведения свободного времени, принадлежит Виктору Грюну. Первым из четырех «молов» было решено построить  Northland – галерею магазинов под открытым небом.  Еще одной особенностью, которая отличала Northland от других торговых центров той эпохи, помимо его компоновки, масштаба и большого количества магазинов, стали оживленные общественные пространства между рядами магазинов. Northland Mall открылся в Детройте весной 1954 года и это был единственный в своем роде, крупнейший торговый центр в мире, как с точки зрения площади, так и количества магазинов на объекте.  Открытие освящалось в самых известных СМИ того времени, а в первые недели работы комплекса его посещало около 40 000-50 000 ежедневно.

«Дедушкой» же всех современных торговых центров принято считать первый крытый многофункциональный комплекс Southdale в Эдине, штат Миннесота, который открыл свои двери в 1956 году. Он был спроектирован архитектором Виктором Грюном, эмигрантом из Австрии, самым известным архитектором коммерческой недвижимости. В свой первый год Northland Center собрал 88 млн. долларов, сделав его одним из самых прибыльных торговых центров в Соединенных Штатах. 

Следующим шагом был первый в истории закрытый молл — Southdale Mall в Миннесоте. Для Грюна это был уже второй проект, но это был первый полностью закрытый, торговый центр в истории, в формате укрупненного многоярусного общественно-торгового центра с верти­кальным функциональным зонирова­нием, И именно в этом проекте были применены определенные приемы, которые до сих пор используются при проектировании  торговых моллов. В Торговом центре Southdale  была применена система климатического контроля, чтобы поддерживать постоянную «весеннюю» температуру (отсюда тема «бесконечной весны»), которая будет комфортной для людей круглый год. Большинство лестниц, эскалаторов и лифтов расположены не в центре торгового комплекса. Это делается для того, чтобы побудить покупателей пройти мимо всех магазинов на том уровне, на котором они находятся, прежде чем посещать магазины на другом уровне. Торговый центр проектировался в виде атриума – центр представлял собой огромный колодец. Делалось это для того, чтобы покупатель мог, находясь на одном уровне, видеть магазины другого уровня. В моле нет окон и часов, так что не нужно следить за временем, агрессивный свет в проходах и мягкий в магазинах буквально приглашает вас зайти туда 

Виктор Грюн вошел в историю, как один из самых известных архитекторов 20-го века. Первый крытый молл работает до сих пор.

На самом деле, можно смело утверждать, что первыми торговыми центрами были рынки Древнего Рима. А если вы хотите посмотреть на один из самых ранних торговых центров, который все еще существует, просто отправляйтесь на Большой базар Стамбула, построенный еще в 15 веке. Это по-прежнему один из крупнейших мировых торговых центров, и он имеет более 4000 магазинов и 58 улиц.  

Однако, если речь идет о торговых центрах, расположенных в отдельно стоящих зданиях, то ранними примерами торговых центров в России в XVII—XIX веках являются торговые ряды, «гостиные дворы» и «пассажи». В их число входят «Гостиный двор» в Петербурге (архит. Валлен-Деламот, 1761-1785 гг.), Верхние торговые ряды в Москве (архит. А. Померанцев, 1889-1893 гг.). «Пассаж» в Санкт-Петербурге (1848).
  117 просмотров
  1924 год

Материалы по теме:


Поделиться: