История маркетинга
1476 год Первая печатная реклама в Англии

Первая печатная реклама датируется 1476 или 1477 годом. Печатник из Лондона Уильям Кэкстон (William Caxton) отпечатал первое рекламное объявление на английском языке — листок размером 3 на 5 дюймов с информацией о продаже отпечатанного им же молитвенника (Sivulka 1998).

Рекламная листовка, по видимому, распространялась из рук - в руки и, как афиша, расклеивалась по соседству с магазином и типографией Кэкстона в Вестминстерском аббатстве.

Текст листовки:

"If it plese any man spirituel or temporel to bye ony pyes of two and thre commemoraios of Salisburi use empryntid after the forme of this prefet lettre whiche ben wel and truly correct, late hym to come to Westmonester in to the almonry at the reed pale and he shal have them good chepe. Supplicio stet cedula [please do not remove this handbill].

«Если кому-нибудь из духовных или светских людей будет угодно, провести два, три поминальных дня в Солсбери, приобрести книжку, в размер этого объявления, которая хороша и по-настоящему правильна, если он заедет в Вестминстер в богадельню у тростниковой ограды, то получит от них хорошую еду. Пожалуйста, не срывайте это объявление.

Таким образом, первая печатная реклама донесла до нас и информацию о перекрестном маркетинге (купи книгу и получи еду). Забавна приписка в конце текста, многое объясняющее об отношении к назойливой рекламе, наблюдаемое уже в то время. Копии этой листовки доступны в библиотеке Джона Райленда в Манчестере и в Бодлианской библиотеке в Оксфорде.

В то время, размещение такой рекламой листовки на входе в церковь вряд ли кого-то удивило. Сама церковь пользовалась средствами печати для сообщения о литургии, просьбах о пожертвованиях и наборе священников. Торговцы раздавали рекламные листки о своих товарах через прилавок или прохожим у дверей магазинов. Изготовители лекарственных средств прикрепляли этикетки на свои склянки со снадобьями, которые стали предтечей современной упаковки (Burke 1985). Появилась и другая форма печатных коммуникаций — официальные объявления, программы, меню, городские карты с обозначением ярмарок, музеев, церквей и постоялых дворов. Технология печати рекламных объявлений вызвала также бурное развитие вначале газет, а позднее и журналов, доносивших рекламу до жителей окрестных районов.

Уильям Кэкстон (ок. 1422 – ок. 1491) был английским купцом, дипломатом и писателем. Считается, что он был первым человеком, который использовал печатный станок в Англии в 1476 году и стал первым английским розничным продавцом печатных книг. Его происхождение и дата рождения доподлинно неизвестны. В 1438 году он поступил в ученики к Роберту Ларджу, богатому лондонскому торговцу шелком. Кэкстон, похоже, научилась печатать в Кельне (Германия). Первым свидетельством его интереса к этой новой технологии стало его участие в печати там в 1472 году объемистого латинского энциклопедического труда «De Proprietatibus Rerum» Бартоломея Англикуса ["О свойствах вещей"]. Возможно, что Кэкстон опубликовала другие книги, находясь в Кельне, но доказательства не являются убедительными. Впоследствии, Кэкстон применил опыт, приобретенный им в Кельне, печатая различные книги в Нидерландах. Кажется, он опубликовал первую книгу на английском языке в Генте примерно в 1473 году. Это был его собственный перевод "Истории Трои", повествующей о троянской легенде. Кэкстон утверждает в предисловии, что он завершил перевод, находясь в Кельне в сентябре 1471 года. В следующем году он напечатал еще один из своих собственных переводов на английский язык - "Игра в шахматы". В Брюгге в 1475 году он напечатал еще несколько книг.

Примерно в 1476 году Кэкстон вернулся в Англию и открыл первую в стране типографию недалеко от Вестминстерского аббатства и, между 1476 и 1492 годами, до своей смерти, выпустил более ста книг. Размер его типографского дела неясен. Но поскольку он издавал большие книги, у него должно было быть несколько работников, которые занимались различными аспектами печати, включая набор текста, управление прессом, корректуру и переплет. Подавляющее большинство этих книг было написано на английском языке, хотя некоторые были на латыни.

Кэкстон был не только печатником, но и редактором и публицистом – пытался сделать свои книги доступными и привлекательными для аудитории. Многие из опубликованных им книг содержат его собственные предисловия или эпилоги, объясняющие содержание и/или обстоятельства, побудившие его опубликовать их. И иногда он принимал активное участие в редактировании произведения. После его смерти, издательство Кэкстона перешло к его коллеге Винкину де Ворду, который, первоначально используя собственный шрифт Кэкстона и гравюры на дереве, еще больше расширил ассортимент публикаций на английском языке, напечатав более 800 книг до своей смерти в 1530-х годах (Hellinga 2010). К тому времени рынок английских печатных книг в Англии прочно утвердился.

Источники

  • Burke (1985), «The Day the Universe Changed», Burke James, (Boston: Little, Brown 1985, 91-92;
  • Hellinga (2010), «William Caxton and Early Printing in England» Lotte Hellinga, London: British Library, 2010;
  • Sivulka (1998), «Soap, Sex, and Cigarettes. A Cultural History of American Advertising», Sivulka Juliann , Wadsworth Publishing Company, 10 Davis Drive, Belmont.
  •  01.01.1472   6.86K просмотров ID: 6583