История маркетинга
1482 год Первый плакат в Англии

В 1482 году английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида», для привлечения покупателей впервые использовал плакат (афишу, постер). С этого времени начинается история возникновения плаката. К сожалению, он не сохранился. Однако до нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман "Прекрасная Мелузина".

В русский язык слово обозначающее это рекламное средство пришло из немецкого языка: «плакат» – калька с немецкого «das plakat». В Англии и США используется название «poster», происходящее от слова «Post» (Почта). Это название прижилось, поскольку в Англии подобные листы вывешивали в многолюдных местах, одним из которых являлось почтовое отделение. Во Франции прижилось слово "Affich" – афиша.

В то время широко использовались два варианта рекламы: летучие листки и плакаты. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (на одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. С точки зрения формата, шрифта, иллюстративных деталей афиша и летучий листок XVI-XVII веков нередко выглядели одинаково. Первая наклеивалась на стены, второй распространялся «из рук в руки». (Ученова, Старых 2002).

Для портовых городов популярным рекламным местом, где и вывешивались плакаты, были стены припортовых харчевен и иных злачных мест. Само же это слово означало деревянные столбы на обочине дороги, на которых часто крепились рекламные объявления) (Тангейт 2008), что указывает на другое популярное место размещения плакатов. Английский Королевский указ от 1563 года предписывал: «Они (актеры) должны повесить play-bills (афиши) около почты за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральном действии». Стены и двери церквей использовались для рекламы религиозных книг и товаров отправления религиозного культа.

В литературе по истории рекламного дела можно встретить различные сведения о первом рекламном плакате и дате его изготовления: называются 1466 г. и имя издателя Эггештейна (Страсбург), 1472 г. (Лондон, реклама молитвенника), а так же упомянутое событие 1482 года. Однако несомненным остается одно: во второй половине XV в. уже существовали рекламные плакаты, и объектом рекламы в них служили книги. Неудивительно, что первыми опробовали новое изобретение применительно к рекламе те, кто ближе всего к нему стоял: печатники, издатели и книготорговцы (Трушина 2014).

Уже в начале XVI в. круг товаров и услуг, рекламируемых с помощью плакатов, значительно расширяется: это и лотереи, и реклама зрелищ — цирковых представлений и пр. В плакаты под влиянием художественно, профессионально исполненных вывесок начинают вносить эстетическое начало, что улучшает их качество и как следствие — маркетинговую эффективность. В создании плакатов начинают принимать участие профессиональные, зачастую прославленные художники.

Первые плакаты представляли собой довольно примитивные, не наделенные особой художественностью черно-белые, небольших размеров гравюры по дереву. Они изображали обложку рекламируемого издания и дополнялись соответствующим текстом — предшественником аннотации. Небольшие размеры плакатов (22 × 25, реже — 22 × 50 см) обусловливались размером гравировальных досок. Плакаты большого размера появлись значительно позднее, с момента изобретения литографии.

Однако, в XVI-XVII веках, можно говорить о активном использовании и продолжающемся совершенствовании предплакатных видов изобразительной рекламы — гравюры, лубка, настенной живописи. Продолжал утверждаться и жанр вывески. К середине XVIII века уже лучшие образцы таких плакатов выполнялись профессиональными художниками.

Источники

  • Тангейт (2008), «Всемирная история рекламы»; Тангейт М., М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 270 с.
  • Трушина (2014), «История отечественной и зарубежной рекламы: учебник», Трушина Л. Е., М. Дашков и К°, 2014
  • Ученова, Старых (2002), «История рекламы», Ученова В. В., Старых Н., СПб.: Питер, 2002. 304 с.
  •  24.05.2020   2.99K просмотров ID: 7068