История маркетинга
700 год до н.э. Понятие «Рынок» («Market»)
Происхождением слова маркет (рынок) мы обязаны богу Меркурию, который, вероятно, был богом обмена. Имя бога было заимствовано у этрусков. По мнению голландского лингвиста Мишеля Арноуд Кор де Ваан, заимствование послужило развитию всего корня «merk» (De Vaan 2008). Согласно автохтонной версии происхождения этрусков, их возвышение относят к VIII веку до н.э.
Этимологическое «Market» (Рынок) – встреча в определенное время и в определенном месте для покупки и продажи скота и продуктов питания, случай, когда товары выставляются на продажу и покупатели собираются для покупки. Маркет – торговля, покупка и продажа, со старофранцузского marchiet, из латинского mercatus, из итальянского mercato, испанского mercado, голландского markt, немецкого markt, от причастия mercari в прошлом "торговать, торговать, покупать", от merx (родительный падеж) – «товары» (Walde 1938).
Значение рынка, как «общественного здания или пространства, где производится торговля» засвидетельствовано с конца XIII в. По мнению этимологов, термин «маркетинг» впервые появился в словарях в шестнадцатом веке, где он относится к процессу покупки и продажи на рынке. Современное определение «маркетинга» как процесса перемещения товаров от производителя к потребителю с упором на продажи и рекламу впервые появилось в словарях в 1897 году. Термин «маркетинг» является производным от латинского слова «mercatus», означающего рынок или торговца.
Историки маркетинга имеют тенденцию делиться на две разные группы, в зависимости от понимания того, когда же появился маркетинг. Первая группа исследователей, полагает необходимым изучать историю практики рыночной деятельности. Вторая группа исследователей изучает маркетинг – как фундаментальную науку. История практики рыночной деятельности (маркетинговой деятельности), основывается на дисциплинах управления и торговли, а научный подход, подразумевает изучение маркетинговой и экономической мысли и культуры.
Взгляды на маркетинг этих групп ученых глубоко различны, поскольку их подходы к истории маркетинга основаны на изучении разного и используют различные инструменты. (Berghoff 2012). Совершенно конкретно высказываются специалисты в области маркетинга, чье мнение заслуживает внимания: «Маркетинг, очевидно, так же стар, как и сама человеческая цивилизация» (Jones and Shaw, 2002; Minowa and Witkowski, 2009; Moore and Reid, 2008; Shaw and Jones, 2005). Однако популярность и распространенность маркетинга – это явление относительно недавнее. Ученые изучали маркетинг как самостоятельную дисциплину лишь немногим более столетия, и на протяжении своей короткой истории изучение маркетинга находилось под влиянием многих различных академических течений, причуд и приоритетов (Ellis, Fitchett and all 2011).
Роберт Бартлз профессор маркетинга и Международного Бизнеса Университета штата Огайо писал: «считается, что термин “маркетинг” впервые был использован в качестве существительного, между 1906 и 1911 годами, в отличие от его более раннего использования в качестве глагола» (Bartels 1972).
Различие их подходов не позволяет и определить историческую дату, которой можно было бы определить появление маркетинга. Спор этот можно продолжать бесконечно, если не понять одно и простое: первоначальное использование термина «маркетинг» – это не что иное, как применение нового названия к старой практике. «Маркетинг – как рыночный процесс» и действие – это перцепт*, тогда как «маркетинг – как существительное» – это концепция и начало ей положено на рубеже XIX и XX века.
Очевидно, что:
* Перцепт – (от лат. perceptio восприятие) результат процесса восприятия людьми того, что происходило, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Bartels, Robert (1976) “The History of Marketing Thought,” 2 ed., GRID, Inc. 976
Berghoff, H., Scranton. P. and Spiekermann , U. (eds), The Rise of Marketing and Market Research: Worlds of Consumption, [German Historical Society], NY, Palgrave Macmillan, 2012, p. 2
Ellis, Fitchett and all 2011 «Marketing A Critical Textbook». SAGE Publications, 55 City Road London EC1Y 1SP Ltd 2011
Jones, D.G.B. and Shaw, E. (2002) ‘A history of marketing thought’, in B. Weitz and R. Wensley (eds), Handbook of Marketing, pp. 39–65. London: Sage.
Minowa, Y. and Witkowski, T. (2009) ‘State promotion of consumerism in Safavid Iran: Shah Abbas I and Royal Silk Textiles’, Journal of Historical Research in Marketing, 1 (2): 295–317.
Moore, K. and Reid, S. (2008) ‘The birth of brand: 4000 years of branding’, Business History, 50 (4): 419–32.
De Vaan, Michiel 2008 «Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages» Leiden, Breel IBN: 9789004167971 Скачать
Walde A. 1938 «Lateinisches Etymologisches Woerterbuch». 3e Auflage, bearb. bei J.B. Hoffmann. Heidelberg, 1938. Скачать
Этимологическое «Market» (Рынок) – встреча в определенное время и в определенном месте для покупки и продажи скота и продуктов питания, случай, когда товары выставляются на продажу и покупатели собираются для покупки. Маркет – торговля, покупка и продажа, со старофранцузского marchiet, из латинского mercatus, из итальянского mercato, испанского mercado, голландского markt, немецкого markt, от причастия mercari в прошлом "торговать, торговать, покупать", от merx (родительный падеж) – «товары» (Walde 1938).
Значение рынка, как «общественного здания или пространства, где производится торговля» засвидетельствовано с конца XIII в. По мнению этимологов, термин «маркетинг» впервые появился в словарях в шестнадцатом веке, где он относится к процессу покупки и продажи на рынке. Современное определение «маркетинга» как процесса перемещения товаров от производителя к потребителю с упором на продажи и рекламу впервые появилось в словарях в 1897 году. Термин «маркетинг» является производным от латинского слова «mercatus», означающего рынок или торговца.
Историки маркетинга имеют тенденцию делиться на две разные группы, в зависимости от понимания того, когда же появился маркетинг. Первая группа исследователей, полагает необходимым изучать историю практики рыночной деятельности. Вторая группа исследователей изучает маркетинг – как фундаментальную науку. История практики рыночной деятельности (маркетинговой деятельности), основывается на дисциплинах управления и торговли, а научный подход, подразумевает изучение маркетинговой и экономической мысли и культуры.
Взгляды на маркетинг этих групп ученых глубоко различны, поскольку их подходы к истории маркетинга основаны на изучении разного и используют различные инструменты. (Berghoff 2012). Совершенно конкретно высказываются специалисты в области маркетинга, чье мнение заслуживает внимания: «Маркетинг, очевидно, так же стар, как и сама человеческая цивилизация» (Jones and Shaw, 2002; Minowa and Witkowski, 2009; Moore and Reid, 2008; Shaw and Jones, 2005). Однако популярность и распространенность маркетинга – это явление относительно недавнее. Ученые изучали маркетинг как самостоятельную дисциплину лишь немногим более столетия, и на протяжении своей короткой истории изучение маркетинга находилось под влиянием многих различных академических течений, причуд и приоритетов (Ellis, Fitchett and all 2011).
Роберт Бартлз профессор маркетинга и Международного Бизнеса Университета штата Огайо писал: «считается, что термин “маркетинг” впервые был использован в качестве существительного, между 1906 и 1911 годами, в отличие от его более раннего использования в качестве глагола» (Bartels 1972).
Различие их подходов не позволяет и определить историческую дату, которой можно было бы определить появление маркетинга. Спор этот можно продолжать бесконечно, если не понять одно и простое: первоначальное использование термина «маркетинг» – это не что иное, как применение нового названия к старой практике. «Маркетинг – как рыночный процесс» и действие – это перцепт*, тогда как «маркетинг – как существительное» – это концепция и начало ей положено на рубеже XIX и XX века.
Очевидно, что:
- этимологически понятие рынок (маркет) относят ко временам Этрусков;
- рыночную деятельность можно отнести к древним векам;
- первые попытки систематизации знаний о торговле на рынке относятся к Средним векам, которые продолжались вплоть до конца 50-х годов XX века;
- маркетинг – как система взглядов и рыночных отношений формируется с начала XX века;
- становление маркетинга, как науки, происходило с 60-х годов XX века.
_______
* Перцепт – (от лат. perceptio восприятие) результат процесса восприятия людьми того, что происходило, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
1 815 просмотров
700 год до н.э.