История маркетинга
700 год до н.э. Понятие «Рынок» («Market»)

Происхождением слова маркет (рынок) мы обязаны богу Меркурию, который, вероятно, был богом обмена. Имя бога было заимствовано у этрусков. По мнению голландского лингвиста Мишеля Арноуд Кор де Ваан, заимствование послужило развитию всего корня «merk» (De Vaan 2008). Согласно автохтонной версии происхождения этрусков, их возвышение относят к VIII веку до н.э.

Этимологическое «Market» (Рынок) – встреча в определенное время и в определенном месте для покупки и продажи скота и продуктов питания, случай, когда товары выставляются на продажу и покупатели собираются для покупки. Маркет – торговля, покупка и продажа, со старофранцузского marchiet, из латинского mercatus, из итальянского mercato, испанского mercado, голландского markt, немецкого markt, от причастия mercari в прошлом "торговать, торговать, покупать", от merx (родительный падеж) – «товары» (Walde 1938).

Значение рынка, как «общественного здания или пространства, где производится торговля» засвидетельствовано с конца XIII в. По мнению этимологов, термин «маркетинг» впервые появился в словарях в шестнадцатом веке, где он относится к процессу покупки и продажи на рынке. Современное определение «маркетинга» как процесса перемещения товаров от производителя к потребителю с упором на продажи и рекламу впервые появилось в словарях в 1897 году. Термин «маркетинг» является производным от латинского слова «mercatus», означающего рынок или торговца.

Историки маркетинга имеют тенденцию делиться на две разные группы, в зависимости от понимания того, когда же появился маркетинг. Первая группа исследователей, полагает необходимым изучать историю практики рыночной деятельности. Вторая группа исследователей изучает маркетинг – как фундаментальную науку. История практики рыночной деятельности (маркетинговой деятельности), основывается на дисциплинах управления и торговли, а научный подход, подразумевает изучение маркетинговой и экономической мысли и культуры.

Взгляды на маркетинг этих групп ученых глубоко различны, поскольку их подходы к истории маркетинга основаны на изучении разного и используют различные инструменты. (Berghoff 2012). Совершенно конкретно высказываются специалисты в области маркетинга, чье мнение заслуживает внимания: «Маркетинг, очевидно, так же стар, как и сама человеческая цивилизация» (Jones and Shaw, 2002; Minowa and Witkowski, 2009; Moore and Reid, 2008; Shaw and Jones, 2005). Однако популярность и распространенность маркетинга – это явление относительно недавнее. Ученые изучали маркетинг как самостоятельную дисциплину лишь немногим более столетия, и на протяжении своей короткой истории изучение маркетинга находилось под влиянием многих различных академических течений, причуд и приоритетов (Ellis, Fitchett and all 2011).

Роберт Бартлз профессор маркетинга и Международного Бизнеса Университета штата Огайо писал: «считается, что термин “маркетинг” впервые был использован в качестве существительного, между 1906 и 1911 годами, в отличие от его более раннего использования в качестве глагола» (Bartels 1972).

Различие их подходов не позволяет и определить историческую дату, которой можно было бы определить появление маркетинга. Спор этот можно продолжать бесконечно, если не понять одно и простое: первоначальное использование термина «маркетинг» – это не что иное, как  применение нового названия к старой практике. «Маркетинг – как рыночный процесс» и действие – это перцепт*, тогда как «маркетинг – как существительное» – это концепция и начало ей положено на рубеже XIX и XX века.

Очевидно, что:
  • этимологически понятие рынок (маркет) относят ко временам Этрусков;
  • рыночную деятельность можно отнести к древним векам;
  • первые попытки систематизации знаний о торговле на рынке относятся к Средним векам, которые продолжались вплоть до конца 50-х годов XX века;
  • маркетинг – как система взглядов и рыночных отношений формируется с начала XX века;
  • становление маркетинга, как науки, происходило с 60-х годов XX века.

_______
* Перцепт – (от лат. perceptio восприятие) результат процесса восприятия людьми того, что происходило, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

  • Bartels,  Robert (1976) “The History of Marketing Thought,” 2 ed., GRID, Inc. 976
  • Berghoff, H., Scranton. P. and Spiekermann , U. (eds), The Rise of Marketing and Market Research: Worlds of Consumption, [German Historical Society], NY, Palgrave Macmillan, 2012, p. 2
  • Ellis, Fitchett and all 2011 «Marketing A Critical Textbook». SAGE Publications, 55 City Road London EC1Y 1SP Ltd 2011
  • Jones, D.G.B. and Shaw, E. (2002) ‘A history of marketing thought’, in B. Weitz and R. Wensley (eds), Handbook of Marketing, pp. 39–65. London: Sage.
  • Minowa, Y. and Witkowski, T. (2009) ‘State promotion of consumerism in Safavid Iran: Shah Abbas I and Royal Silk Textiles’, Journal of Historical Research in Marketing, 1 (2): 295–317.
  • Moore, K. and Reid, S. (2008) ‘The birth of brand: 4000 years of branding’, Business History, 50 (4): 419–32.
  • De Vaan, Michiel 2008 «Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages» Leiden, Breel  IBN: 9789004167971 Скачать
  • Walde A. 1938 «Lateinisches Etymologisches Woerterbuch». 3e Auflage, bearb. bei J.B. Hoffmann. Heidelberg, 1938. Скачать
  •   700 год до н.э.

    Материалы по теме:


    Поделиться: