История маркетинга
1901 год Книга «Руководство рекламировать»

В 1901 году выходит издание «Искусство рекламировать» (Искусство 1901). Автор брошюры подмечает, что неумение рекламироваться — слабая струнка наших торговых деятелей. Меняется характер и вкус толпы. Она ищет нового и оригинального. Автор восхищается уникальными выдумка­ ми иностранцев, которые в России вряд ли нашли бы отклик. Надпись на клад­ бище: 

Здесь покоится прах такого-то, застрелившегося револьвером систе­ мы Хольт, убивающего наповал. Лучшее оружие для этой цели» (Гальперин 1901).
Стоит отметить еще ряд заслуживающих внимание работ о рекламе этого же времени:

в 1913 году в Одессе, в качестве приложения к журналу «Торговое дело», под редакцией Э. С.Гальперина выходит книга с одноименным названием «Руководство рекламировать». Данная работа представляет большую ценность для исследователей истории рекламы, поскольку в ней впервые сделана попытка систематизировать рекламу по видам.  Автор выделяет 10 способов рекламирования, куда он при­числяет: 

  • Уличная реклама
  • Выставки какъ средство рекламы
  • Рекламированіе въ адресныхъ книгахъ
  • Вывѣска
  • Витрина
  • Плакать
  • Корреспонденція реклама
  • Прейсъ-куранты, циркуляры
  • Проспекты
  • Каталоги

В работе много рекомендаций о том, как составлять объявления, в каких изданиях лучше публиковать в зависимости от деятельности предприятия. 

Большая роль отводится плакатной рекламе. По его мнению, главная цель плаката — усилить впечатление, производимое рекламой, на­ помнить о предприятии, дополнить газетную рекламу. 

… плакаты должны рассматриваться на разстояніи не ближе пяти метровъ и не должны был, вывѣшиваемы въ комнатахъ. Плакаты напоминают собою писаніе фресокъ. Сначала сдѣдуетъ принять во вшіманіе внѣшнія обстоятельства, внѣшнюю обстановку, при которой плакат будетъ разсматриваться. И ужъ потомъ, въ соотвѣтствіи съ этими, долженъ быть расположенъ, и даже отчасти избран, рисунокъ. Главная моя забота при составленіи плаката заключается въ томъ, чтобы созданный мною плакат рѣзко отличался какъ о т стѣны, на которой онъ виситъ, такъ равно и огь всей окружающей его обстановки.
Существенные стороны русской рекламы затронуты в работе А. Ратнера «Техника рекламы объявлениями» (Ратнер 1909). Автор книги инженер-технолог. Его труд ценен тем, что он много дает конструктивных советов для предпринимателей: необходимо проводить исследования потребителей рекламы, вести бюджет и анализировать затраты и результат, все то, что позже назовут маркетингом. Необходимо сопоставлять затраты и обороты. Прежде чем размещать рекламу, нужно решить, где и когда ее размещать—сегодня это называется медиа-план. Не забывать уважать клиентов, остерегаться сделаться вульгарным. Основное внимание в данном издании посвящено анализу, что очень значимо для начала XX века, и не потеряло свою значимость век спустя.

В книге «Реклама в XX веке как необходимость» (Верховой 1902) автор пишет:

реклама — единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. 
В книге обращается внимание на то, что необходимо делать упор на провинциальные города и о том, что любая реклама порождает любопытство.

Хотя брошюра «Расклейка и разноска реклам» (Дохман 1904) не совсем про рекламу, она является пропагандистом рекламы, поскольку ее автор — владелец типолитографии. Он говорит, весьма заинтересованно, что публикации и реклама — душа всякого предприятия. Автор сравнивает рекламные объявления с образованием: немножко образования — хуже, чем никакого. По его мнению, нужно печатать рекламу непрерывно. Такова основная идея автора. Можно считать, что мнение автора не объективно, так как звучат из уст заинтересованного в своем типографском успехе лица, однако, его мнение обращает наше внимание на тот факт, что периодические издания, массовость рекламы, заинтересованность в рекламодателях – признаки системного рынка рекламы в России того времени.

«Искусство распространять свой товар» (Искусство 1913) интересна исследователю тем, что обращает внимание читателя на то, что русские купцы относятся к практике рекламирования очень неодобрительно, называют «американской выдумкой», считают шарлатанством.

  • Искусство 1901, «Искусство рекламировать» Владимир-Волынск, 1901
  • Гальперин 1913, «Искусство рекламировать», под редакцией Э. С. Гальперина, Одесса, 1901
  • Ратнер 1909, Ратнер Р.,  «Техника рекламы объявлениями», СПб , 1909.
  • Верховой 1902, Верховой Н Реклама в XX веке как необходимость, Ярославль, 1902 
  • Дохман 1904, Дохман И.А. «Разноска и расклейка реклам», Полтава, 1904
  • Искусство 1913, «Искусство распространять свой товар». М., 1913.
  •   123 просмотра
      1901 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: