История маркетинга
1864 год Шустовский промоушен
Купеческая династия Шустовых берёт своё начало ещё с XVII века. Изначально семейство Шустовых занималось добычей и продажей соли в Прикамье, однако в XIX веке они сменили род деятельности. В 1863 году была основана компания «Н. Шустовъ и сыновья» (Барышников 1998), занимавшаяся производством и реализацией алкогольной продукции. Так появились знаменитые «бальзами», в народе именующиеся «Шустовская водка» (Чумаков 2018).
Потребители новую марку не знали и предпочитали знакомые напитки – как правило, дешевую низкосортную водку. Ее и заказывали московские трактирщики. Шустов хотел переломить ситуацию, доказав, что его коньяк и наливки благороднее и полезнее (Шилкина 2017). В 1864 году торговый дом «Н.Шустов и сыновья» провел необычную маркетинговую акцию. Суть акции заключалась в том, что приказчики торгового дома, продававшего спиртное, за деньги нанимали московских студентов, которые ходили по трактирам и требовали «шустовскую, лучшую водку в мире».
Когда такой водки не находилось, студент устраивал дебош. Оплату штрафов и причиненных повреждений, равно как и юридическую защиту студентам, осуществлял торговый дом. Задач, которые эта маркетинговая акция решела, были, как минимум, три:
- Трактирщики, понимая участившийся спрос, стали закупать таким образом разрекламированный товар,
- Постоянные посетители заведений, удивлялись столь настойчивому спросу на эту продукцию,
- Все учиненные скандалы, естественно, освещались в прессе.
Вскоре, благодаря такому торговому маркетингу, ассортимент большинства московских питейных заведений включил в себя шустовскую водку.
В начале 1900-х, когда братья Шустовы запустили серийное производство армянского коньяка, они принялись действовать по той же схеме, только теперь нанятые ими актёры требовали коньяк уже в дорогих ресторанах, поскольку дорогие напитки продавали именно там (Огонек 2002). Подобные же методы промотирования принесли Шустовым необыкновенный успех, и в скором времени армянский коньяк стал популярен. Любил его и Уинстон Черчилль.